68.5. Коррекционно-развивающая область: "Предметно-пространственная ориентировка"
1. Развитие сохранных анализаторов. Комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.
2. Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось - для двухмерного и трехмерного пространства. Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.
3. Формирование предметных и пространственных представлений. Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки. Формирование представлений об объектах в городе: улице, тротуаре, проезжей части, светофоре, подземных и наземных переходах, остановке, жилых домах, киосках, магазинах, расположенных вблизи школы; городском транспорте - троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, машинах, метро. Конкретизация предметных и пространственных представлений в условиях реального ближайшего окружения школы. Формирование представлений о крупных культурно-бытовых учреждениях населенного пункта и об их предметном наполнении.
4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу "карта - путь". Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем. Самостоятельная и свободная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на прилегающих к школе улицах. Правила перехода улицы для незрячих. Формирование обобщенных представлений о своем населенном пункте на уровне "карта - план" с использованием рельефных планов и макетов. Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию. Самостоятельное освоение нескольких маршрутов в пределах города. Освоение городского транспорта. Изучение нескольких значимых для воспитанника маршрутов городского транспорта.
5. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом. Формирование правильного жеста, указывающего направление. Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми. Поза при совместной ориентировке со зрячими и при самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке, на улицах города, в транспорте. Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве. Поза при отыскивании упавших предметов.
6. Совместная ориентировка со зрячими. Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни общества: игры "Магазин", "Почта", "Поликлиника". Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (законными представителями) (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях). Ориентировка обучающегося в магазине: обращение к продавцу, кассиру, покупка продуктов. Ориентировка на почте: отправление писем, посылок. Обращение за помощью к незнакомому человеку. Совместная ориентировка с незнакомым человеком.
7. Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки. Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости. Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью. Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячим провожатым; обнаружение препятствий с помощью трости. Обращение с тростью при переходе через улицу.
68.5.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
68.5.1.1. Предметные результаты.
Слепые обучающиеся осознают значимость овладения навыками пространственной ориентироваться для дальнейшего развития самостоятельности, независимости от помощи зрячего и успешности обучения по образовательным предметам. У обучающихся будет формироваться потребность в самостоятельной ориентировке, в преодолении страха пространства и неуверенности в своих силах.
Слепые обучающиеся научатся использовать информацию, поступающую с сохранных органов чувств для ориентировки в пространстве.
Получат возможность овладеть приемами и способами ориентировки в микропространстве.
Обучающиеся получат возможность познакомиться с населенным пунктом, в котором они проживают, основными достопримечательностями и памятниками архитектуры; научатся узнавать их в макетах, рельефных изображениях и по словесному описанию.
Слепые обучающиеся познакомятся с различными техниками, способами и приемами пользования тростью. У них сформируются первоначальные представления о других технических средствах ориентировки, а также первоначальные представления о "карте-путь" и "карте-план". Слепые обучающиеся приобретут первоначальные умения их составлять.
Обучающиеся научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Слепые обучающиеся приобретут первичные умения работы с прибором "Ориентир", научно-популярной и справочной литературой, смогут находить и использовать информацию для практической ориентировки.
У них будет формироваться потребность в активном познании окружающего и переноса, имеющихся навыков в новое пространство.
1. Развитие сохранных анализаторов: совершать мелкие точные скоординированные движения с предметами, необходимыми в быту и в учебной деятельности; узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей; оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве; узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам; узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.
2. Развитие навыков ориентировки в микропространстве: свободно ориентировать "на себе"; уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в брайлевском приборе, в азбуке - колодке по брайлю (колодке шеститочия); ориентироваться в рядах и столбцах; ориентироваться на приборе "ориентир".
3. Формирование предметных и пространственных представлений: узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство; представлять и отражать в макетах пространственное расположение предметов; узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение; ориентироваться на ближайших к школе улице, на тротуаре, на остановке, в подземном и наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой.
4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений: самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве; самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке; представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу "карта-путь"; отражать сформированные топографические представления "карта-план" в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.
5. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров: занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, за столом, в кресле; занимать правильную позу при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости; занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий; занимать необходимую позу при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося; соблюдать позу при выходе и входе в транспортное средство; занимать позу при поиске упавшего предмета.
6. Совместная ориентировка со зрячими: соблюдать позу при совместном передвижении со зрячим сверстником и взрослым; передвигаться совместно со сверстником и (или) взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице; передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, используя трость; обращаться за помощью к педагогическим работникам и сверстникам с сохранным зрением.
7. Обучение пользоваться тростью: подбирать трость; пользоваться тростью; подниматься и спускаться по лестнице с помощью трости; обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке.
68.5.1.2. Метапредметные результаты:
личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством;
понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха и (или) неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве;
овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке;
овладение элементарными навыками пространственной ориентировки;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке;
выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий;
использование сохранных анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим;
умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;
умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей