73.11. Коррекционно-развивающая область "Социально-бытовая ориентировка"

73.11. Коррекционно-развивающая область "Социально-бытовая ориентировка":

1. Личная гигиена. Распорядок дня, необходимость его соблюдения. Элементарные правила личной гигиены мальчиков и девочек. Представления о последовательности утреннего и вечернего туалета. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования. Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Хранение индивидуальных наборов туалетных принадлежностей. Правила расчесывания волос, хранение расчески, приемы чистки расчески. Щетки для мытья рук.

2. Одежда и обувь. Назначение разных видов одежды. Виды одежды для девочек и мальчиков. Одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Лицевая и изнаночная стороны одежды. Части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинка, полочки. Представления о видах труда по уходу за одеждой: складывание отдельно и в стопку, развешивание одежды на крючке, на платяной вешалке, размещение на стуле и в шкафу, чистка щеткой, стирка и глажение. Чистика одежды щеткой по плану: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком. Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, соблюдение личной гигиены. Назначение разных видов обуви: защищает ноги человека от пыли, холода, воды, грязи, травм; украшает человека. Различные предметы обуви. Различные виды обуви: мужская, женская, детская. Обувь по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька. Виды труда по уходу за обувью. Материалы, инструменты, необходимые для ухода за обувью. Размещение обуви в отведенном для этого месте.

3. Питание. Основные продукты питания: название, чем отличаются (по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции). Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Внешний вид, вкус, запах. Мытье овощей, фруктов, ягод. Извлечение продуктов из упаковки: разворачивание, вскрытие упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов. Приготовление простейших блюд. Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба, чистка моркови, картофеля, вырезание испорченных мест. Способы техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями, при приготовлении пищи. Сервировка стола к завтраку, ужину, обеду. Правила поведения за столом.

4. Жилище. Функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений. Предметы мебели и их части. Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к жилым помещениям. Способы поддержания чистоты и уборки в помещении. Использование необходимого инвентаря для уборки помещений, способы его хранения. Уход за комнатными растениями. Соблюдение гигиенических требований и правил безопасности при уходе за комнатными растениями. Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке. Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности.

5. Транспорт. Назначение транспорта (перевозка людей, грузов; уборка улиц; тушение пожара). Различные виды транспорта по назначению: пассажирский, грузовой, специальный. Различные транспортные средства. Узнавание транспорта по характерным звукам. Представления о наличии маршрута у общественного транспорта. Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров. Остановки транспортных средств. Вход и выход из пассажирского транспортного средства. Разные виды салонов транспортных средств, ориентировка в салонах. Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер. Правила оплаты проезда в общественном транспорте. Правильное обращение с проездными билетами: предъявление кондуктору, контролеру, водителю по их требованию, сохранение до конца поездки. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Использование речевого этикета пассажиров.

6. Предприятия торговли. Виды магазинов. Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов. Узнавание вида магазина по запаху. Совершение покупки в предприятиях торговли. Пользование денежными купюрами. Оплата покупки. Правила поведения при покупке товаров. Использование речевого этикета покупателя.

7. Культура поведения. Соблюдение правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах. Воспитание умения содержать в порядке место, где трудишься, занимаешься, играешь. Формирование умения и желания трудиться. Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым. Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми. Соблюдение правил поведения в общественных местах, при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Соблюдение правил поведения в магазине и обращение за помощью. Соблюдение правил поведения в парке. Соблюдение правил поведения в гостях. Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему). Воспитание необходимости содержать в чистоте лицо, руки, тело, прическу, одежду, обувь. Правила поведения за столом: не класть руки на стол во время еды, есть с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; не втягивать еду с ложки; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Выбор подарков, изготовление их своими руками.

73.11.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса. Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) смогут освоить знания, значимые для адаптации к школьной жизни, для развития самостоятельности в социально-бытовых вопросах и независимости от помощи окружающих людей. Обучающиеся овладеют навыками личной гигиены, самообслуживания, у них будет формироваться потребность в аккуратности. У слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться конкретные представления об окружающих предметах и действиях с ними. Обучающиеся получат возможность развития умений и навыков по социально-бытовой ориентировке, что будет способствовать их адаптации в бытовой и социальной сферах, повышению статуса в семье, расширению круга общения и перечня доступных видов предметно-практической деятельности.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой умений и навыков:

1. Личная гигиена: умением выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены мальчиков и девочек; умением выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования; навыком использования и хранения туалетных принадлежностей по уходу за руками, лицом, волосами, зубами.

2. Одежда и обувь: умением называть предметы одежды; части одежды; определять лицевую и изнаночную стороны одежды; умением использовать одежду и обувь по назначению; умением определять способы хранения одежды и обуви; умением ухаживать за одеждой и обувью; навыком соблюдения аккуратности при играх на улице, при приеме пищи.

3. Жилище: умением называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений; умением соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; способами поддержания чистоты и уборки помещений; умениями использовать необходимый инвентарь для уборки помещений, знать способы его хранения; умениями ухаживать за комнатными растениями; умением использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой ориентировке; умением пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности.

4. Питание: умением определять основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху; умением мыть овощи, фрукты, ягоды; извлекать продукты из упаковки; знанием правил техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи; умением готовить простейшие блюда; наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку; умением выполнять сервировку стола; умением соблюдать правила поведения за столом.

5. Транспорт: умением узнавать транспортные средства; представлениями о наземном пассажирском транспорте, метро; близлежащих остановках, проездных билетах и документах; знанием правил поведения в общественном транспорте; умением использовать в речи формулы речевого этикета.

6. Культура поведения: знанием правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах; при общении со сверстниками и взрослыми; при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми; умениями использовать неречевые средства общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему); умениями обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому; знанием правил поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки; знанием правил поведения в магазине и умением обращаться за помощью; знанием правил поведения на природе, в парке; знанием правил поведения в гостях и умением выбирать подарки.

7. Предприятия торговли: навыками ориентировки в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; умением ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов; умением ориентироваться по слуху в помещениях магазинов и совершать покупки в предприятиях торговли; пользоваться денежными купюрами; правилами речевого этикета покупателя.