76.4. Общая характеристика

76.4. Общая характеристика.

Вариант 3.4. предполагает, что слепой обучающийся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (5 лет).

На основе данного варианта образовательная организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов обучающихся со слепыми и видящими сверстниками, а также взрослыми.

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, его развитие в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

Обязательным является использование, с учетом медицинских показаний:

специальных тифлотехнических (колодка шеститочия и другие) и оптических (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, карманные увеличители различной кратности и другие) средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся;

возможно использование взрослыми при организации образовательной деятельности обучающихся устройств, позволяющих преобразовывать визуальную информацию:

в речь (посредством использования программ невизуального доступа к информации, синтезаторов речи и читающих устройств).

В случае наличия у слепых обучающихся глухоты используются средства контактной тактилологии.

Вариант 3.4 предназначен для образования слепых обучающихся, имеющих, помимо слепоты, другие ТМНР: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, осложняться текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.

Достижения планируемых результатов освоения адаптированной программы начального общего образования определяются по завершении обучения по СИПР.

Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования: знания и умения на конец учебного периода, применения их на практике в жизненных и учебных ситуациях, активность и самостоятельность их применения.

Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения обучающимися требуют: учет текущего психического и соматического состояния обучающегося, адаптацию предлагаемого обучающемуся материала; упрощение инструкций и формы предъявления (использование доступных обучающемуся форм вербальной и невербальной (альтернативной) коммуникации); оказание необходимой дозированной помощи.

При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

При наличии значительных продвижений в освоении СИПР может быть поставлен вопрос о переводе слепого обучающегося на обучение по варианту 3.3.