48.4. Ознакомление с окружающим миром (Окружающий мир)

48.4. Ознакомление с окружающим миром (Окружающий мир).

48.4.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предмету "Ознакомление с окружающим миром" ("Окружающий мир") на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Предметная область "Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")" охватывает содержание образования по двум основополагающим предметам НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся: "Ознакомление с окружающим миром" и "Окружающий мир".

Специфика предметной области состоит в том, что указанные предметы имеют ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере обществоведческие и природоведческие знания, и дают обучающемуся с нарушением слуха материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения учебных предметов области "Обществознание и естествознание": формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающимся личного опыта, опыта общения с людьми, обществом и природой.

Содержание предметов "Ознакомление с окружающим миром" и "Окружающий мир" направлено на формирование личностного восприятия обучающегося, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство окружающего природного и социального мира.

Обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Наряду с другими предметами эти курсы играют значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность учебного предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования. Предметы "Ознакомление с окружающим миром" "Окружающий мир" вместе с предметом "Предметно-практическое обучение" создают чувственную основу для успешного усвоения знаний по другим дисциплинам, постепенно приучая обучающихся к эмоционально-оценочному и к рационально-научному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает обучающемуся ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ.

Предметная область "Обществознание и естествознание" представляет обучающимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. На следующем этапе образования этот материал будет изучаться дифференцированно на различных уроках: физики, химии, биологии, географии, литературы. В рамках же данной предметной области благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями обучающегося младшего школьного возраста, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Постоянное внимание при изучении указанного курса уделяется накоплению и систематизации у обучающихся представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, формированию навыков правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе). Ограниченное, а подчас и искаженное представление обучающегося с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где обучающийся живет, определяет необходимость построения курса таким образом, чтобы овладение знаниями происходило при одновременном формировании речи и словесного мышления. Чем богаче предметная деятельность обучающегося, чем больше он видит, наблюдая за окружающим, чем чаще педагогический работник привлекает его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее обучающийся в познании мира, тем эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных качеств его личности, являющихся составной частью результата социальной адаптации.

48.4.2. Содержание обучения.

48.4.2.1. Учебный предмет "Ознакомление с окружающим миром":

1. Человек и общество:

О себе: имя и фамилия, возраст, день рождения.

Мои родные, состав семьи: мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, их имена. Имя и отчество взрослых членов семьи. Родословная. Внимательные и добрые отношения между взрослыми и детьми в семье. Труд и отдых в семье. Посильное участие в домашнем труде. Проявление любви и уважения к родным и близким. Семейные праздники.

Имена друзей. Совместные игры. Игрушки, их названия, бережное пользование ими.

Внешность человека (рост, цвет и длина волос, форма носа и рта, цвет глаз, другие отличительные признаки).

Выполнение правил личной гигиены: уход за телом, волосами, одеждой, обувью. Как чистить зубы. Забота о своем здоровье и здоровье окружающих.

Режим дня, его роль в сохранении здоровья. Утренняя гимнастика.

Части тела человека. Особенности своего организма: рост, вес, пульс. Вкусная и здоровая пища. Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится или не нравится, хочу или не хочу, рад или не рад, весело или грустно, больно или не больно).

Органы чувств (обоняние, слух, зрение). Их значение в жизни и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (с учетом имеющихся ограничений возможностей здоровья).

Вежливое отношение к соседям, взрослым и детям. Оценка своих поступков и контроль за поведением.

Настроение, его обусловленность самочувствием, взаимоотношениями с одноклассниками, погодными условиями (по ситуации); обращение внимания на эмоциональное состояние окружающих людей.

Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры. Обстановка и уют жилых помещений. Дом, в котором живет ученик. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Правила безопасной езды в лифте (не заходить в лифт с незнакомым человеком).

Мебель и посуда. Их применение в быту. Создание и поддержание уюта в жилом помещении. Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Мухи (тараканы) и их вред. Гигиена питания (мыть руки перед едой, не есть грязные фрукты и овощи, не подбирать с пола, не гладить собак и кошек во время еды). Этикет за столом, сервировка стола и угощение гостей.

Условия безопасного поведения дома (уходя, выключать свет, воду, утюг, плиту, телевизор, компьютер; закрывать дверь, не оставлять ключ в двери снаружи).

Бытовые электроприборы, газовая плита, водопровод. Правила пользования ими (включение, выключение). Части электроприбора (провод, вилка, розетка). Правила безопасности эксплуатации электроприборов.

Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится или не нравится, хочу или не хочу, рад или не рад, весело или грустно, больно или не больно). Настроение, причины его изменения; адекватные реакции в различных жизненных ситуациях (наблюдение и собственный опыт правильного поведения); понимание эмоциональных проявлений других людей (грустно или весело, печаль или радость - на элементарном уровне) и сопереживание.

Виды спорта. Представления о собственных физических возможностях и понимание значения физического развития для здоровья. Оценка своих достижений в спортивной подготовке. Активное участие в спортивных играх.

2. Я и школа.

Я - школьник. Занятия в школе. Утро перед уроками. Как правильно сидеть за партой. Учебные вещи. Правила поведения в школе. Вежливое обращение к взрослым и сверстникам (употребление при общении имен других обучающихся, педагогических работников, приветствие других работников школы). Ответственное и бережное отношение к учебным книгам, школьному имуществу, личным вещам и вещам одноклассников.

Расписание уроков. Практическое определение времени по часам.

Правила поведения во время занятий (внимательно следить за объяснениями педагогического работника и ответами одноклассников, не мешать им, соблюдать порядок на рабочем месте).

Мои одноклассники. Имена одноклассников, педагогических работников. Культура взаимоотношений. Вежливые слова.

Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо и обращение внимания на эмоциональное состояние окружающих людей (нравится или не нравится, хочу или не хочу, рад или не рад, весело или грустно, больно или не больно).

Здание школы снаружи и внутри. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение. Адрес школы.

Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, уборщица, повар, кладовщица, кастелянша. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым.

Режим дня, труд детей по самообслуживанию, его значение и содержание. Значение смены труда и отдыха в режиме дня.

Гигиена зрения, слуха, сна, приема пищи. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом уголках, в групповых комнатах). Обязанности дежурного по классу.

Правила поведения в столовой. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Кухонная посуда и ее назначение.

Бережное отношение к зданию школы, игровым и спортивным площадкам. Участие в общественно полезных делах школы, общественных мероприятиях.

Участие в коллективной игровой деятельности. Распределение ролей, выполнение роли ведущего.

Пользование компьютером для поиска информации, коллективное составление проектов на определенную тему (подбор фотографического материала, составление элементарных презентаций), переписка по электронной почте с друзьями и родственниками.

3. Город (другой населенный пункт), в котором я живу.

Название города (села). Город, улица, двор, дом. Ближайшее окружение школы.

Родной город, его главная достопримечательность.

Транспорт города (села): автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро. Отличительные признаки 3 - 4 видов транспорта. Правила безопасности в транспорте. Правила поведения в транспорте. Остановки общественного транспорта. Обход транспорта. Транспорт, связывающий города и села (автобус, железная дорога, самолет, теплоход).

Светофор, правила перехода улицы согласно сигналам светофора. Внимательность и осторожность при переходе улицы. Дорожные знаки "Пешеходный переход", "Пешеходное движение запрещено", "Подземный переход".

Название родного города. Название улицы и номер дома, где находится школа. Главная улица и площадь города. Основные достопримечательности города. Главные предприятия в городе, основная продукция этих предприятий. Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, планетарий, зоопарк).

Ближайшие к школе улицы. Улицы (дорога). Поведение на улице. Культура поведения в общественных местах (во время экскурсий, школьных и внешкольных мероприятиях).

Правила безопасного поведения на улице (если потерялся в городе, если заговорил незнакомец).

Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, дома (звонок в дверь).

Средства связи: телефон (городской и мобильный), телеграф, почта, электронная почта. Как действовать при необходимости получения экстренной помощи. Номер телефона (родственников, педагогических работников) при необходимости экстренной связи. Как и к кому обратиться за помощью на улице.

Труд людей, живущих в городе, селе, некоторые наиболее распространенные профессии людей (учитель, строитель, врач, продавец, водитель, бухгалтер).

Строительство в городе (селе). Опасность игры на стройке.

Хозяйственные постройки в селе (коровник, свинарник, птичник, конюшни).

4. Родная страна.

Наша Родина (элементарные сведения о населении, местоположении, истории родного края - на материале просмотренных видео-, кино- и диафильмов). Флаг, Гимн и Герб России. Родной город (село). Города России. Москва: Кремль, Красная площадь. Царь-пушка, Триумфальная арка, Храм Христа-спасителя, памятник А.С. Пушкину и другие достопримечательности. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву). Города Золотого кольца России. Города России на карте.

Город, поселок, деревня. Родной край - частица России.

Ландшафтные особенности родного края (река, море, лес, поле). Ближайший к школе водоем (река, пруд, озеро).

Основные достопримечательности своего родного города.

Праздники, отмечаемые в нашей стране: День учителя, Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Участие в коллективной подготовке к праздникам, в проведении утренников.

Значение труда в жизни общества (города, страны). Мирные и военные профессии.

Знакомство с творчеством мастеров и предметами декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки (Дымково, Хохлома). Народные приметы, поговорки, пословицы. Местные традиции, обычаи. Народные сказки (о животных, быте, сезонных изменениях, взаимоотношениях в коллективе).

5. Человек и природа. Родная природа.

Природа ближайшего окружения. Восприятие красоты природы родного края. Бережное отношение к окружающей природе.

Природа нашей Родины (особенности времен года, наиболее распространенные растения и животные родного края).

Последовательность месяцев в году. Смена времен года. Сезонные изменения в природе и погода осенью, зимой, весной, летом. Ранняя и поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Похолодание и потепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и его таяние, ледоход, оттаивание почвы, распускание почек, появление насекомых, распространенных в данной местности, в теплое время года, замерзание водоемов и подготовка к зиме растений и животных.

Погода в разные времена года (снегопад, таяние снега, листопад, ветер, дождь, гроза). Наблюдение и ведение календаря погоды. Хорошая и плохая погода. Выражение своего отношения к изменениям погоды.

Смена дня и ночи на Земле. Время суток: сопутствующие явления и наблюдения за объектами (рассвет, закат, луна, месяц, звезды).

Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный отрезок времени. Народные приметы и сравнение с собственными наблюдениями.

Время суток. Смена дня и ночи. Ориентация во времени.

6. Растительный мир.

Растения ближайшего окружения (в парке, на пришкольном участке), их названия. Названия нескольких деревьев, кустарников, трав и цветов.

Растения родного края: краткая характеристика на основе наблюдений. Деревья, кустарники, травы. Внешний вид растений летом, осенью, зимой, весной. Изменения в жизни растений в разное время года; листопад, цветение, созревание плодов и семян. Рост растений и их увядание (в саду, в лесу, на огороде).

Названия нескольких комнатных растений, их отличительные признаки.

Комнатные растения, их названия. Уход за ними.

Природа города. Зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) - на основе наблюдений и опытов. Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной.

Внешний вид и разнообразие овощей и фруктов. Использование в пищу. Приготовление блюд из овощей и фруктов.

Лесные и садовые ягоды; орехи. Знание опасных для здоровья ягод. Предупреждение отравлений.

7. Животный мир.

Названия наиболее известных домашних и диких животных, их отличительные признаки. Среда обитания. Пища животных и способы ее добывания. Жилища животных. Детеныши домашних животных.

Животные родного края: краткая характеристика на основе наблюдений. Поведение животных. Подготовка зверей к зиме. Поведение животных весной.

Птицы ближайшего окружения, их внешний вид и названия. Отлет перелетных птиц. Прилет и гнездование птиц. Подкормка птиц зимой, изготовление кормушек. Поведение птиц, наблюдение за птицами вблизи жилья, кормушки для птиц.

Уход за домашними животными. Меры безопасности при уходе за домашними животными и общении с ними.

Рыбы. Особенности внешнего вида рыб. Уход за аквариумными рыбками.

Приятные моменты общения с домашними животными (на основе собственных впечатлений).

8. Жизнь и деятельность человека.

Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей. Занятия весной и осенью на природе. Поведение и занятия на улице, адекватные погодным условиям и сезонным изменениям. Занятия человека в разное время суток.

Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью.

Труд людей в данной местности: в садах, на огородах в связи с сельскохозяйственными работами в разное время года. Помощь взрослым.

Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, срезка засохших листьев, пересадка).

Забота об охране здоровья. Значение соблюдения режима дня. Полезные привычки. Одежда и обувь в разное время года. Проветривание помещения. Пребывание на свежем воздухе. Признаки болезни: температура, боль (головная, в горле) и меры первой помощи.

Забота об охране природы ближайшего окружения. Отношение человека к животным. Растения и животные живого уголка, условия их содержания. Приятные эмоции от ухода за животными и растениями. Оценка собственной деятельности, направленной на охрану окружающей среды данной местности (помощь животным и растениям, правильное поведение на природе).

Элементарные представления о безопасности на природе. Поведение во время грозы и при сильном ветре, на жаре и во время сильных морозов. Что делать, если заблудился в лесу.

48.4.2.2. Учебный предмет "Окружающий мир":

1. Человек и общество:

Общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Представление ребенка о себе и о других людях.

Младший школьник. Школьно-письменные принадлежности. Правила поведения в школе, на уроках. Обращение к педагогическому работнику. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Здоровье человека.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Правила безопасной жизнедеятельности.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращений с электроприборами. Правила безопасного поведения во дворе, на улице, при общении с незнакомыми людьми. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог, обморожение, перегрев).

Правила поведения на реке, при грозе, при урагане и сильном ветре.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о близких. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Детские игры и забавы.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила дорожного движения. Знаки светофора и дорожные знаки. Правила пользований транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации - глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте; государственная граница России.

Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля). Герб Москвы. Расположение на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву). Города Золотого кольца России (по выбору).

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край - частица России. Родной город, его достопримечательности.

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами.

2. Человек и природа:

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями. Газами.

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого.

Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки, океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, края. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 - 3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травянистые растения.

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их различия.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Размножение животных.

Дикие и домашние животные.

Роль животных в природе и жизни людей.

Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Бережное отношение человека к животным и растениям.

Лес, луг, водоем - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; цепи питания.

Природные зоны России. Общее представление об основных природных зонах: климат, растительный и животный мир; особенности труда и быта людей, влияние человека на природу.

Правила поведения в природе.

Народный календарь, приметы, поговорки, пословицы, связанные с сезонным трудом людей.

Воспитание первоначальной экологической культуры. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

48.4.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

1. Предметные результаты:

воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе родной страны, ее современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося).

2. Метапредметные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий;

чувство любви к своей стране, городу (краю); осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;

формирование умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; умение фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

формирование экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

знание основных моральных норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; ориентацию на их выполнение;

установка на здоровый образ жизни (в том числе охрану всех анализаторов) и реализацию ее в реальном поведении и поступках;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

использование знаково-символических средств, в том числе готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

осуществление аналитико-синтетической деятельности сравнения, сериации и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

установление причинно-следственных связей в окружающем мире на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

осуществление алгоритмизации практических учебных действий как основы компенсации;

структурирование знаний;

адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;

адекватное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;

умение взаимодействовать с партнерами по коммуникации и учебной деятельности в процессе изучения окружающего мира;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.