19.1. Пояснительная записка

19.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предмету "Русский язык" на уровне начального общего образования глухих обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

19.1.1. Программа по русскому языку позволит педагогическим работникам:

реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся;

разработать календарно-тематическое планирование с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся.

19.1.2. Русский язык является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования. Успехи в его изучении во многом определяют результаты глухих обучающихся по другим предметам и по программе коррекционной работы. В процессе уроков русского языка целенаправленно совершенствуется речевая деятельность глухих обучающихся, их способность к самостоятельному овладению словарем и грамматическими формами за счет деятельности сохранных анализаторов и развивающегося речевого слуха (на полисенсорной основе).

Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности и освоение глухими обучающимися системного устройства языка - в соответствии с положениями коммуникативной системы. Параллельно с освоением языковых закономерностей (лингвистический компонент) происходит коррекция и развитие речи как средства общения и орудия мышления (коммуникативно-когнитивный компонент). В данной связи в обучении русскому языку представлены два пути: практический и теоретико-практический.

Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся овладевают умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учетом условий коммуникации, развертывать их или сокращать, перестраивать, образовывать нужные словоформы. У глухих обучающихся происходит воспитание осознанного отношения к собственной речи. Это требует осуществления языковых наблюдений и грамматической обработки продуцируемых высказываний. Лингвистические единицы, подвергающиеся разностороннему рассмотрению (анализу), одновременно являются единицами речи и образцами построения новых высказываний.

При изучении каждого раздела обучающиеся не только получают соответствующие знания, но и осваивают разные виды речевой деятельности. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путем. Овладение русским языком обеспечивает глухим обучающимся успешную интеграцию в общество.

19.2. Содержание обучения определяется основными содержательными линиями обучения русскому языку. В их числе языковая способность, речевая деятельность, языковые закономерности:

1. Языковая способность:

потребность в словесном общении с участниками образовательного процесса в условиях слухоречевой среды;

ситуативное общение, внеситуативное. Расширение ситуативного и внеситуативного общения в знакомых и новых обстоятельствах;

понимание, использование вариативных высказываний. Стремление запоминать новые речевые единицы и использовать их в речи;

понимание значения новых слов, словосочетаний в условиях ситуативного общения, речевого контекста. Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения;

стремление к установлению взаимопонимания в знакомых ситуациях общения на основе словесной речи (внятность произнесения, использование уточняющих вопросов, вариативных высказываний);

понимание значения нового речевого материала в условиях практической деятельности, в предметной ситуации, в контексте прочитанного. Осознание аналогий в языковых формах, построение речевых высказываний по аналогии со знакомыми словоформами и конструкциями высказываний.

Характеристика деятельности обучающихся:

восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов в условиях педагогически организованного общения и в естественных ситуациях;

проговаривание всего речевого материала, независимо от фонетических трудностей, достаточно внятно и естественно, наиболее полно реализуя произносительные возможности;

соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Подражание речевым действиям педагогического работника;

самостоятельное использование знакомых речевых единиц в процессе урока, предметно-практической деятельности, в игре, в обиходно-разговорных ситуациях. Построение собственных высказываний из знакомых речевых единиц;

восприятие устной речи слухозрительно и на слух, произнесение речевого материала внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности. Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения.

2. Речевая деятельность. Говорение:

овладение словесной речью в общении и для общения, потребность в речи;

использование словесной речи для установления контакта со взрослыми, сверстниками, овладение коммуникативными умениями, стремление быть понятым участниками образовательного процесса;

воспроизведение речевого материала достаточно внятно и естественно при реализации произносительных возможностей (при контроле со стороны педагогического работника или с его помощью, самостоятельно);

деловые и личностные мотивы речевой деятельности;

положительное эмоциональное отношение к словесной речи;

установление взаимопонимания на основе речевого общения;

потребность в речи, в расширении словарного запаса (стремление запоминать новые слова и выражения, избирательное использование форм речи в зависимости от ситуации общения), выбор речевых единиц (слов, словосочетаний, типов высказываний) с учетом ситуации общения;

мотивированность речевых действий. Овладение различными ситуациями общения при коллективной и индивидуальной работе (выбор руководителя группы, организация работы группы с использованием заданий руководителя, проверка исполнения, отчет о выполненной работе).

Характеристика деятельности обучающихся:

в процессе коммуникации слухозрительно воспринимать устную речь и адекватно реагировать на ее содержание (выполнять просьбы, поручения, отвечать на вопрос, сообщать о действии), уточнять недостаточно хорошо воспринятые обращения, поручения, вопросы, сообщения; говорить внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности, строить речевые высказывания логично и грамотно;

выражать просьбы, желания, удивления, испуг, огорчения, радости. Сообщать о проведенных действиях (в ситуации коллективной деятельности), об окончании работы. Точно соотносить речевое высказывание (собственное или другого говорящего) со своим действием или действием других обучающихся, с картинкой. Расспрашивать об интересующем (кто, что, что делает, какой, какая, какое, какие);

в целях быть понятым собеседником следить за внятностью собственной речи, повторять сказанное, исправлять собственные ошибки;

рассказывать о собственной деятельности параллельно с ее выполнением или по ее завершении;

передавать содержание серии картин (одной картины) в виде нескольких взаимосвязанных предложений;

задавать вопросы участникам образовательного процесса с целью узнать об интересующем, уточнить имеющиеся сведения, расспросить о предстоящей деятельности. Рассказывать о собственной деятельности, о прошедших событиях с предварительной зарисовкой (аппликацией, подбором картинок и другими опорами) или без нее;

описывать предмет, явление природы. Передавать содержание одной или серии картинок в виде взаимосвязанных предложений. Рассказывать о себе, других обучающихся, о событиях в форме письма. Придумывать название текста по главной мысли. Восстанавливать преднамеренно нарушенную последовательность событий, действий;

отчитываться о своей работе, писать письма;

составлять план предметно-практической деятельности;

выражать просьбу, желание, (не)понимание, согласие, свое мнение; расспрашивать об интересующем (о серии закрытых картинок, празднике, экскурсии, интересных событиях и о другом) по заданию взрослых, по собственному желанию; уточнять непонятное;

участвовать в диалоге; давать задания одному сверстнику, группе, рассказывать о своей деятельности и деятельности других обучающихся, об интересных событиях, описывать картинки, предметы, внешность человека; составлять план рассказа, писать рассказы, сочинения по плану, в соответствии с заданной темой писать сочинения с элементами рассуждений;

составлять заявки и отчеты о своей деятельности, рассказывать об интересных моментах работы;

раскрывать тему, выделять основную мысль части и всего высказывания, устанавливать связь между частями; оформлять свои мысли логично, последовательно, грамотно, контролировать правильность собственного высказывания и высказываний других обучающихся, исправлять ошибки;

получать желаемый результат на свое высказывание (адекватность действий собеседника, речевой реакции, добиваться взаимопонимания (повторить высказывание, уточнить его и прочее), правильно, грамотно оформлять свои высказывания, наиболее полно реализуя свои произносительные возможности.

3. Чтение (Литературное чтение):

чтение задания, инструкции и действие в соответствии с их содержанием. Понимание содержания связного текста (сказки, рассказа);

техника чтения. Чтение вслух осмысленное, плавное, слитное. Подражание выразительному чтению;

ориентировка в книге;

отражение содержания прочитанного в рисунках, аппликации, драматизации. Ответы на вопросы по прочитанному. Пересказ прочитанного. Привлечение информации, полученной при чтении, перенесение в нужную ситуацию (учебную, жизненную).

Характеристика деятельности обучающихся:

соотносить прочитанное (слово, предложение, связный текст) с действительностью, с предметом, с иллюстрацией;

читать и выполнить задание, инструкцию, несколько взаимосвязанных поручений;

читать правильно, эмоционально, четко, слитно, с паузами, подражая чтению взрослого, самостоятельно делать паузы при чтении предложений с однородными членами, с союзами, реализовывать при чтении произносительные возможности, включая воспроизведение звуковой и ритмико-интонационной структуры речи;

следить за чтением других обучающихся по своей книге, продолжать чтение после них, осуществлять выборочное чтение, следуя заданию. Читать хором, синхронно;

передавать содержание прочитанного в рисунках, аппликации, драматизации, подбирать к прочитанному тексту (или отрывку) подходящие готовые иллюстрации;

отвечать на обобщенные вопросы, о ком, о чем прочитали, пересказывать прочитанное с использованием выполненного иллюстративного материала, макетов, определять название текста (рассказа, сказки, стихотворения), его автора, находить нужную страницу текста (по устному или письменному указанию, по записи номера на доске);

осмысленно, плавно и бегло читать вслух и про себя;

определять логическую последовательность событий прочитанного (инструкции, текста, задания, произведения), делить текст на части, выделять главную мысль каждой из них, озаглавливать части, находить в тексте слова и выражения (по заданию), выделять новые слова и определять их значение из контекста или пользуясь справочным материалом;

оценивать поступки действующих лиц читаемого произведения, устанавливать причинно-следственные, временные связи, подбирать материал на заданную тему, пользуясь учебными книгами и другой литературой;

использовать опору на чтение для запоминания структуры слов и фраз;

проявлять интерес к чтению.

4. Письмо:

упражнения, подготавливающие к письму;

письменный шрифт, чтение слов, предложений;

элементы букв, буквы, слова, короткие предложения, буквы прописные, заглавные, способы их соединения;

письменная форма выражения мысли (отдельные слова, короткие предложения, небольшие рассказы, отчеты, заявки);

пользование письменной речью в общении, для передачи информации, изложение мысли в письменной форме, логично, последовательно, техника письма: четкость, скорость, аккуратность.

Характеристика деятельности обучающихся:

выполнять упражнения, подготавливающие к письму;

понимать письменный шрифт, читать слова, предложения. Писать элементы букв, буквы, слова, короткие предложения. Пользоваться письменным шрифтом (буквы прописные, заглавные, способы их соединения);

выражать мысли в письменной форме (в виде отдельных слов, коротких предложений, небольших рассказов, отчетов, заявок);

писать четко, красиво, правильно отдельные слова, предложения, тексты. Соблюдать при письме знаки препинания: точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении, знаки прямой речи. Писать большую букву в начале предложения, в собственных именах;

переносить слова по слогам (с помощью или самостоятельно). Проверять написанное, исправлять ошибки (по указанию или самостоятельно выявленные);

соблюдать логику в изложении мыслей.

5. Дактилирование: восприятие и воспроизведение речи в устно-дактильной форме, использование устно-дактильной формы речи как вспомогательного средства общения и обучения.

Характеристика деятельности обучающихся:

воспринимать устно-дактильную речь;

воспроизводить все дактилемы точно, четко, быстро, синхронно с устной речью, использовать устно-дактильную форму речи при общении с участниками образовательного процесса, опуская дактилирование при использовании в речи отработанного материала;

воспроизводить речевой материал устно-дактильно при восприятии заданий, поручений, при первоначальном чтении текста, при проверке написанного;

использовать дактильную речь при затруднениях в общении с другими обучающимися, с педагогическими работниками, при усвоении трудного речевого материала, первоначальном чтении сложного текста, при письме и проверке написанного текста, при затруднении в общении с другими обучающимися.

6. Слушание: восприятие речи окружающих на слухозрительной основе (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); при ответной реакции на воспринятое отвечать на вопросы (кратко и полно), выполнять задания и давать речевые отчеты (краткие и полные), повторять сообщения, грамотно оформлять свои высказывания, говорить достаточно внятно и естественно.

Характеристика деятельности обучающихся: различать, опознавать и распознавать слухозрительно и на слух (с помощью слухового аппарата) необходимый в общении (в учебной и внеурочной деятельности) и знакомый речевой материал - фразы, слова и словосочетания, монологические высказывания, короткие диалогические единства; при ответной реакции на воспринятое сразу отвечать на вопрос (кратко или полно), не повторяя его, выполнять задания и давать речевые отчеты (краткие и полные), повторять только сообщения; грамотно оформлять свои высказывания, говорить достаточно внятно и естественно, наиболее полно реализовывать сформированные произносительные умения.

7. Языковые закономерности:

практическое усвоение грамматической структуры языка, грамматические и лексические обобщения;

слово, предложение, текст;

слова, близкие и противоположные по значению, однокоренные слова, начальная форма слова;

типы высказываний по их коммуникативной цели;

синтаксические конструкции простого и сложного предложения, утвердительные и отрицательные конструкции предложения, конструирование и перестроение предложений с учетом их состава и семантики;

группировка слов по морфологическому сходству и различию, основные языковые категории, орфографические правила и определения грамматических понятий;

прямая и косвенная речь.

Характеристика деятельности обучающихся:

объединять слова в группы по указанному обобщающему слову, по грамматическому вопросу "кто? что?";

использовать в речи предложения по аналогии, по образцу;

практически различать число существительных при выполнении словесных инструкций, выражении просьб, желаний, знать начальную форму слов-существительных, определять род существительных;

отвечать на вопросы о цвете, форме, величине "какой? какая? какое? какие?";

проводить элементарные обобщения по лексико-грамматическим разрядам:

кто? что? - предметное значение;

что делает? - значение действия;

какой? - признак;

чей? - принадлежность;

сколько? - количество.

объединять слова в группы по родовому, видовому признаку;

различать (практически) текст, предложение, слово, букву;

различать в условиях общения вопросы, ответы, поручения, сообщения и адекватно реагировать на них;

понимать и употреблять утвердительные и отрицательные конструкции, отбирать предложения по образцу, строить предложения из знакомых слов с опорой на грамматический вопрос;

знать начальную форму существительных с окончанием на -о, -е и с нулевой флексией, прилагательных (по существительному), глаголов;

выделять в речи местоимения и заменять существительные ими и наоборот, изменять форму существительных с учетом вопросов: "у кого? у чего? кого? что?", понимать, употреблять и отвечать на вопросы: "кто? что? что делал(-и, -а)? что делает(-ют)? что будем делать? что делаешь(-ем, -ете)? какой(-ая, -ое, -ие)? чей (чья, чье, чьи)? который? из чего? для кого? откуда? когда?";

использовать вопросительные слова в виде лексических замен существующих частей речи и для выбора необходимой словоформы, для уточнения окончания "где? куда? откуда? когда? как? без чего? о ком? за чем? чего (нет)?";

понимать и употреблять (с помощью) предложения усложненных структур с союзами "потому что", "что", "когда";

объединять в группы слова, близкие и противоположные по значению, употреблять их в речи, объединять в группы однокоренные слова;

понимать и употреблять прямую речь в связных высказываниях, понимать косвенную речь;

исправлять ошибки в окончании слов, пользуясь образцом, грамматическим вопросом;

использовать вопросительные слова в виде лексических замен существующих частей речи и для выбора необходимой словоформы, для уточнения окончания;

проводить первоначальные наблюдения за языковыми закономерностями и делать выводы;

строить предложения по образцу, по аналогии, по вопросной схеме, использовать в речи конструкции простого, сложного предложения, распространять предложения в соответствии с задачей высказывания, дополнять предложения, исключать лишние слова, употреблять в соответствии с задачей высказывания предложения предусмотренных типов.