4. Правовой статус ЕТО в ценовой зоне теплоснабжения

4. Правовой статус ЕТО в ценовой зоне теплоснабжения.

Необходимо отметить, что в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, действует отдельная система регулирования.

Особенности правового регулирования в ценовых зонах установлены отдельной главой 5.1 Закона о теплоснабжении.

Так, в ценовых зонах:

- потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности которой они находятся (часть 2 статьи 23.8 Закона о теплоснабжении), в то время как для поселений, городских округов, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, предусмотрен порядок перехода потребителей от ЕТО к иным теплоснабжающим организациям;

- лица, заинтересованные в подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, обращаются исключительно в ЕТО для заключения договора на подключение (часть 3 статьи 23.10 Закона о теплоснабжении), выбор объекта теплоснабжения, к которому планируется непосредственное подключение, осуществляется ЕТО, при этом в муниципальных образованиях, не являющихся ценовыми зонами, исполнителем по договору может выступать как теплоснабжающая, так и теплосетевая организация;

- распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, включенными в схему теплоснабжения и поставляющими тепловую энергию в этой системе теплоснабжения, осуществляется единой теплоснабжающей организацией (часть 1 статьи 23.11 Закона о теплоснабжении) (при этом распределение тепловой нагрузки императивно указано в законодательстве в качестве объекта антимонопольного контроля - пункт 2 части 3 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении);

- вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации в ценовых зонах теплоснабжения подлежит согласованию с ЕТО (статья 23.12 Закона о теплоснабжении);

- схема теплоснабжения в части системы теплоснабжения, относящейся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, разрабатывается ЕТО (часть 2 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении), при этом схема теплоснабжения является ключевым документом, предусматривающим развитие и эффективное функционирование систем теплоснабжения для ценовых зон теплоснабжения, учитывая отсутствие в таких муниципальных образованиях инвестиционных программ теплоснабжающих компаний (за исключениями, предусмотренными действующим законодательством).

Кроме того, частью 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении прямо установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, ЕТО в силу закона является субъектом, занимающим доминирующее положение. При этом учитывая тот функционал, который осуществляет ЕТО в ценовых зонах теплоснабжения, деятельность такой компании всегда должна быть предметом антимонопольного контроля.

Действия (бездействие) ЕТО, выразившиеся в недобросовестном осуществлении всех вышеперечисленных действий, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (либо угроза наступления таких последствий), должны быть исследованы антимонопольными органами на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

В.Г.КОРОЛЕВ