Приложение N 9

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем Положении применены следующие понятия:

владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2, пункт 1);

граничное значение по задержке поездов - минимальная продолжительность задержки поездов от инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, установленная в ОАО "РЖД" для принятия решения о проведении дальнейшей претензионной и исковой работы с юридическими и физическими лицами по взысканию убытков ОАО "РЖД";

график движения (железнодорожных) поездов - организационная основа управления движением железнодорожных поездов, объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для каждой железнодорожной станции и перегона в графической или табличной форме расписания движения поездов по технически и технологически обоснованным нормам (ГОСТ Р 53431-2009, статья 7);

дефект - каждое отдельное несоответствие товара установленным требованиям к качеству, количеству, комплектности, ассортименту, несоответствие результата выполненных работ или оказанных услуг установленным требованиям к качеству, комплектности или срокам выполнения (СТО РЖД 05.007-2019, статья 3.5);

Примечания:

1. Дефект может быть выявлен как при верификации, так и в ходе эксплуатации в период действия гарантийных обязательств.

2. Дефект может привести к возникновению отказа.

железнодорожная техника - техническое средство или совокупность технических средств, предназначенные для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте (ГОСТ 32192-2013, статья 1);

Примечание. К железнодорожной технике относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав, а также их составные части, представляющие собой функциональную единицу, которую можно рассматривать в отдельности.

железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2, пункт 1);

заказчик - ОАО "РЖД" (его филиал, структурное подразделение держатель договора, подразделение-исполнитель), осуществляющее подготовку, заключение договора и сопровождение договора, в соответствии с которым поставляется товар, выполняется работа, оказывается услуга (СТО РЖД 05.007-2019, пункт 3.7);

изготовитель - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее производство изделия (СТО РЖД 05.007-2019, пункт 3.8);

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2, пункт 1);

инцидент - событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО "РЖД", в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов;

исполнитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющие в соответствии с договором выполнение работы или оказание услуг ОАО "РЖД" (его филиалам, структурным подразделениям) (СТО РЖД 05.007-2019, пункт 3.9);

контрагент - юридическое или физическое лицо, с которым ОАО "РЖД" состоит в договорных отношениях или планирует вступить в договорные отношения (Приказ ОАО "РЖД" от 14 февраля 2020 г. N 18 "О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД");

Примечание. За исключением трудовых отношений.

нарушение графика движения поездов - несоблюдение времени хода поезда по перегону или времени стоянки на станции, установленных графиком движения поездов, в том числе разрабатываемым на период производства работ по техническому содержанию объектов инфраструктуры;

Примечание. К нарушениям графика движения поездов относят опережение времени хода поезда по перегону или времени стоянки на станции, установленных графиком движения поездов, или их превышение. Превышение указанных времен называется задержкой.

неработоспособное состояние (железнодорожной техники) - состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции (ГОСТ 32192-2013, статья 15);

общий срок исковой давности - суммарно, 3 года установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего срока исковой давности; 30 календарных дней установленного ст. 124 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" срока рассмотрения перевозчиком полученной претензии со дня ее получения и уведомления в письменной форме заявителя; 20 календарных дней установленного п. 4.10 распоряжения ОАО "РЖД" от 1 июня 2012 г. N 1101р "Об утверждении Регламента рассмотрения претензионных обращений перевозчиков по выполнению договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" срока рассмотрения претензии от перевозчика на железной дороге с момента получения документов;

оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2, пункт 1);

ответственное региональное подразделение - структурное подразделение функционального филиала ОАО "РЖД", осуществляющее в установленном порядке претензионную работу, которое организует и контролирует работу линейного подразделения-балансодержателя, понесшего ущерб в результате инцидента, вызвавшего нарушение графика движения поездов, и проводившего его расследование;

отказ (железнодорожной техники) - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники (ГОСТ 32192-2013, статья 22);

Примечание. Допускается применение терминов "отказ технического средства", "отказ в работе технического средства", "отказ изделия".

пассажирская служба - региональная служба (отдел) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре - структурное подразделение ОАО "РЖД";

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2, пункт 1);

перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2, пункт 1);

подразделение - подразделение аппарата управления, филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД" (Приказ ОАО "РЖД" от 14 февраля 2020 г. N 18 "О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД");

подразделение-балансодержатель (получатель) - филиал ОАО "РЖД", структурное подразделение филиала ОАО "РЖД", на балансе которого учитывается (при осуществлении реконструкции, модернизации) или на баланс которому передается объект основных средств, а также которое ведет бухгалтерскую, статистическую и другую предусмотренную законодательством отчетность, осуществляет расчеты средств, необходимых для своевременного проведения технического обслуживания и ремонта указанного объекта, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию в соответствии с законом;

подразделение-получатель - подразделение, не являющееся подразделением-исполнителем, но фактически осуществляющее исполнение договора полностью или частично (Приказ ОАО "РЖД" от 14 февраля 2020 г. N 18 "О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД");

подразделение-исполнитель - подразделение, осуществляющее подготовку и сопровождение проекта договора (Приказ ОАО "РЖД" от 14 февраля 2020 г. N 18 "О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД");

поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав (абзац 35 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава");

пользователь услугами железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 2, пункт 1);

получатель - подразделение ОАО "РЖД", осуществляющее приемку и/или использующее товар для осуществления производственной или иной, предусмотренной для этого подразделения, хозяйственной деятельности (СТО РЖД 05.007-2019, пункт 3.17);

поставщик - юридическое или физическое лицо, осуществляющие в соответствии с договором поставку товара (услуги) ОАО "РЖД" (его филиалам, структурным подразделениям) (СТО РЖД 05.007-2019, пункт 3.18);

претензия - письменное требование совершить определенное действие (выполнить работу, оказать услугу, устранить недостатки выполненных работ, возместить убытки, выплатить неустойку, соразмерно уменьшить цену договора и т.д.) или воздержаться от совершения определенного действия, оформленное в соответствии с требованиями закона или соглашения о претензионном порядке (при наличии) (Методические указания по ведению договорной и претензионной работы в ОАО "РЖД", утвержденные ОАО "РЖД" 31 марта 2016 г. N 261);

претензионная работа - деятельность по рассмотрению и предъявлению претензий (Приказ ОАО "РЖД" от 14 февраля 2020 г. N 18 "О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД");

причастное подразделение - подразделение ОАО "РЖД", участвующее в процессе договорной и претензионной работы по вопросам, относящимся к его компетенции в соответствии с положением о данном подразделении, утвержденным ОАО "РЖД" (Методические указания по ведению договорной и претензионной работы в ОАО "РЖД", утвержденные ОАО "РЖД" 31 марта 2016 г. N 261);

работоспособное состояние (железнодорожной техники) - состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы (ГОСТ 32192-2013, статья 14);

реальный ущерб включает в себя: расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело (например, ремонт) или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (п. 2 ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25);

Примечание.

1. Под утратой имущества следует понимать не только фактическую утрату в результате, например, сноса, но и лишение права владения, пользования и распоряжения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2018 г. N 50-КГ18-14).

2. повреждение имущества, которое повлекло уменьшение его стоимости по сравнению со стоимостью до нарушения обязательства или причинения вреда имуществу (в том числе утрата товарной стоимости). Если для устранения последствий повреждения, например, закуплены новые материалы, расходы на них по общему правилу также включаются в состав реального ущерба, даже если стоимость имущества увеличилась по сравнению с его стоимостью до повреждения.

рекламационный акт на товар, на выполнение работ или оказание услуг (рекламационный акт) - письменный документ получателя, оформляемый комиссионно по установленной форме, отражающий выявленные несоответствия по количеству (ассортименту), качеству, комплектности товаров, работ, услуг (СТО РЖД 05.007-2019, пункт 3.21);

Примечание. В целях составления рекламационного акта в настоящем стандарте к наряд-заказу предъявляются те же требования, что и к договорам.

рекламационные документы - комплект документов, относящихся к случаю выявления дефекта, в котором определен способ и место устранения дефекта, его причина, виновное лицо, и который включает уведомление, рекламационный акт, акт исследования, акт о восстановлении товара и иные документы (СТО РЖД 05.007-2019, пункт 3.22);

рекламационная работа - комплекс действий получателя, направленных на фиксирование и устранение последствий поставки некачественного, некомплектного, недостающего товара, несоответствия его установленным требованиям или некачественно выполненной работы или оказанной услуги (СТО РЖД 05.007-2019, пункт 3.23);

руководитель расследования - руководитель подразделения-балансодержателя, возглавляющий расследование инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов;

служба безопасности - Департамент безопасности, Департамент управления информационной безопасностью, региональные центры безопасности или подразделение, осуществляющее функцию обеспечения экономической, транспортной и информационной безопасности в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД";

срок 95 календарных дней после инцидента - суммарно, 45 календарных дней установленного ст. 123 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" срока предъявления претензий, связанных с выплатой штрафной неустойки при опоздании пассажирского поезда перевозчика по прибытию на станцию назначения свыше 1 (одного) часа; 30 календарных дней установленного ст. 124 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" срока рассмотрения перевозчиком полученной претензии со дня ее получения и уведомления в письменной форме заявителя; 20 календарных дней установленного п. 4.10 распоряжения ОАО "РЖД" от 1 июня 2012 г. N 1101р "Об утверждении Регламента рассмотрения претензионных обращений перевозчиков по выполнению договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" срока рассмотрения претензии от перевозчика на железной дороге с момента получения документов;

срок предъявления претензий перевозчикам - суммарно, 6 месяцев установленного ст. 123 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" срока предъявления претензий перевозчикам; 30 календарных дней установленного ст. 124 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" срока рассмотрения перевозчиком полученной претензии со дня ее получения и уведомления в письменной форме заявителя; 20 календарных дней установленного п. 4.10 распоряжения ОАО "РЖД" от 1 июня 2012 г. N 1101р "Об утверждении Регламента рассмотрения претензионных обращений перевозчиков по выполнению договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" срока рассмотрения претензии от перевозчика на железной дороге с момента получения документов;

технологическое нарушение - действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО "РЖД", которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах (распоряжение ОАО "РЖД" от 6 сентября 2021 г. N 1915/р "Об утверждении документов ОАО "РЖД" по вопросам учета отказов в работе технических средств и технологических нарушений на инфраструктуре ОАО "РЖД");

третьи лица (субподрядчики) - иные юридические или физические лица, не являющиеся стороной договора на выполнение работ (оказание услуг или поставку товарно-материальных ценностей) между ОАО "РЖД" и контрагентом, но привлеченные контрагентом к исполнению его обязательств в рамках заключенного с ОАО "РЖД" договора;

упущенная выгода - неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (п. 2 ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25);

Примечание. К упущенной выгоде относятся также доходы, которые получило лицо, нарушившее ваше право (п. 2 ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

экономическая служба - служба (подразделение) экономики и/или финансов железных дорог, филиалов, региональных дирекций или подразделение, в ведении которого находятся вопросы экономики и финансов в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД";

юридическая служба - Правовой департамент, юридические подразделения филиалов или юридические службы железных дорог, осуществляющие правовое сопровождение деятельности филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД" (приказ ОАО "РЖД" от 14 февраля 2020 г. N 18 "О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД");

В настоящем Положении применены следующие обозначения и сокращения:

АС ЕРД

-

автоматизированная система формирования и хранения карточек договоров в едином реестре договоров холдинга "РЖД"

АСУ ПРАВО

-

единая корпоративная автоматизированная система управления юридическим обеспечением железнодорожного транспорта

ВЧДЭ

-

эксплуатационное вагонное депо

ГИД "Урал-ВНИИЖТ"

-

автоматизированная система ведения и анализа графика исполненного движения "Урал-ВНИИЖТ"

ДЛВОК

-

дежурный по вокзалу

ДОСС

-

дирекция скоростного сообщения

ДПОУ

-

дирекция пассажирских обустройств (участок производства)

ДСП

-

дежурный по станции

ЕАСАПР РЖД

-

единая автоматизированная система рекламационно-претензионной работы ОАО "РЖД"

ЕАСД

-

единая автоматизированная система документооборота ОАО "РЖД"

ЕК АСУФР

-

единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами

ИВЦ

-

информационно-вычислительный центр

ИХ АВГД

-

информационное хранилище анализа выполнения графика движения

КАСАТ

-

комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения технологических нарушений

КАС АНТ

-

комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов в работе технических средств и анализа их надежности

НГ

-

главный инженер железной дороги

НТЭ

-

дирекция по энергообеспечению

ОАО "РЖД"

-

открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

ОТК

-

отдел технического контроля

ПМС

-

путевая машинная станция

ПЧ

-

дистанция пути

РЦС

-

региональный центр связи

СЛД

-

сервисное локомотивное депо

ТРПУ

-

дирекция по ремонту тягового подвижного состава

ТЧПРИГ

-

моторвагонное депо

ТЧЭ

-

эксплуатационное локомотивное депо

ТЧЭЦР

-

центр расшифровки лент скоростемеров

ЦОММ

-

система централизованной обработки маршрута машиниста

ШЧ

-

дистанция сигнализации, централизации и блокировки

ЭП

-

электронная подпись

ЭЧ

-

дистанция электроснабжения

Y1

-

составляющая ущерба, связанная с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава, руб.;

Y2

-

составляющая ущерба, связанная с восстановлением работоспособности объекта инфраструктуры, руб.;

Y3

-

размер штрафа за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов, руб.;

Y4

-

составляющая ущерба, связанная со штрафами за задержку отправления и опоздание пассажирских поездов дальнего следования и пригородного сообщения, с возмещением ущерба перевозчику или пассажиру, руб.;

Y5

-

составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки грузов получателю, руб.;

Y6

-

составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки багажа и грузобагажа получателю, руб.;

Y7

-

составляющая ущерба, связанная с трудозатратами на поиск и выявление повреждений подвижного состава и объектов инфраструктуры, руб.