7. Функциональные обязанности подразделений ОАО "РЖД"

7.1. При взыскании убытков ОАО "РЖД" в результате инцидента, вызвавшего нарушение графика движения поездов, возникшего вследствие поставки некачественного, некомплектного, недостающего товара, несоответствия его установленным требованиям или некачественно выполненной работы или оказанной услуги:

7.1.1. Подразделение-балансодержатель, понесшее ущерб в результате инцидента, вызвавшего нарушение графика движения поездов, выполняет следующие обязанности (функции):

1) на стадии рекламационной работы:

обеспечивает организацию и проведение рекламационной работы в порядке и сроки, установленные СТО РЖД 05.007-2019 "Рекламационно-претензионная работа в ОАО "РЖД". Общий порядок проведения" (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 29 ноября 2019 г. N 2685/р);

осуществляет подготовку и сбор первичных документов, подтверждающих факт нарушения контрагентом предусмотренных договором обязательств и (или) положений нормативных документов, а также их содержание, полноту, наличие причинно-следственной связи между инцидентом, ущербом и ответственностью контрагента ОАО "РЖД" по договору или третьим лицом, не состоящим с ОАО "РЖД" в договорных отношениях;

обеспечивает своевременное формирование комплекта рекламационных документов, их содержание и полноту;

обеспечивает своевременное направление рекламационного акта контрагенту;

осуществляет информирование регионального подразделения функционального филиала ОАО "РЖД", координирующего деятельность линейных подразделений-балансодержателей, эксплуатирующих и обслуживающих железнодорожную технику, о нарушении контрагентом предусмотренных договором обязательств и (или) положений нормативных документов;

осуществляет контроль своевременного удовлетворения рекламационного акта и/или возникновения оснований для предъявления претензии.

2) на стадии претензионной работы:

осуществляет подготовку проекта претензии, формирование комплекта претензионных документов, их содержание и полноту в соответствии с СТО РЖД 05.007-2019 "Рекламационно-претензионная работа в ОАО "РЖД". Общий порядок проведения" (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 29 ноября 2019 г. N 2685/р);

осуществляет расчет суммы ущерба ОАО "РЖД", связанного с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава (объекта инфраструктуры), трудозатратами на поиск и выявление повреждений подвижного состава (объекта инфраструктуры), а также размера штрафа за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов, для предъявления претензии;

осуществляет подготовку и сбор первичных документов, подтверждающих факт нарушения контрагентом предусмотренных договором обязательств и (или) положений нормативных документов, а также их содержание, полноту, наличие причинно-следственной связи между инцидентом, ущербом и ответственностью контрагента ОАО "РЖД" по договору или третьим лицом, не состоящим с ОАО "РЖД" в договорных отношениях;

обеспечивает предоставление комплекта претензионных документов в региональное подразделение функционального филиала ОАО "РЖД", координирующее деятельность линейных подразделений-балансодержателей, эксплуатирующих и обслуживающих железнодорожную технику.

7.1.2. Региональное подразделение функционального филиала ОАО "РЖД" (ответственное региональное подразделение), координирующее деятельность подразделения-балансодержателя, понесшего ущерб в результате инцидента, вызвавшего нарушение графика движения поездов, выполняет следующие обязанности:

1) на стадии претензионной работы:

обеспечивает организацию и проведение претензионной работы в порядке и сроки установленные приказом ОАО "РЖД" от 14 февраля 2020 г. N 18 "О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД" и Методическими указаниями по ведению договорной и претензионной работы в ОАО "РЖД" (утверждены ОАО "РЖД" 31 марта 2016 г. N 261);

осуществляет расчет суммы ущерба ОАО "РЖД", связанного с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава (объекта инфраструктуры), трудозатратами на поиск и выявление повреждений подвижного состава (объекта инфраструктуры), а также размера штрафа за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов, для предъявления претензии, с учетом наличия причинно-следственной связи между инцидентом, ущербом и ответственностью контрагента ОАО "РЖД" по договору или третьим лицом, не состоящим с ОАО "РЖД" в договорных отношениях;

обеспечивает формирование и согласование проекта претензии с причастными подразделениями в установленном порядке;

обеспечивает достоверность, обоснованность изложенных в проекте претензии фактов и правильности расчета претензионных требований;

обеспечивает своевременное направление претензии от имени ОАО "РЖД" в адрес контрагента способом, позволяющим подтвердить факт ее получения адресатом;

осуществляет контроль за удовлетворением требований, предъявленных в претензии и/или возникновения оснований для организации процесса рассмотрения требований в судебном порядке;

обеспечивает своевременное направление в подразделение, осуществляющее организацию и проведение закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД" информации и материалов, необходимых для направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

2) на стадии исковой работы:

обеспечивает в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 30 января 2018 г. N 11 "О нормативном регулировании правовой работы в ОАО "РЖД" своевременную организацию процесса рассмотрения требований в судебном порядке посредством письменного обращения в юридическую службу о необходимости предъявления искового заявления в суд и предоставления необходимого комплекта документов, доказывающих обстоятельства, на которых ОАО "РЖД" основывает свои требования, и документов, подтверждающих размер требований и наличие причинно-следственной связи между инцидентом, ущербом и ответственностью третьих лиц (договор, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказания услуг, акты сверок взаимных расчетов, реквизиты контрагента, расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм), копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства, копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства, копию претензии с документами, подтверждающими ее направление (вручение), и информацию о результатах рассмотрения контрагентом претензии и т.д.);

при необходимости по запросу юридической службы предоставляет необходимые материалы для формирования судебного иска и комплекта исковых документов;

в случае возмещения (полного или частичного) контрагентом убытков ОАО "РЖД", достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга незамедлительно направляет в юридическую службу письменное сообщение об этом для дальнейшей корректировки способов защиты интересов ОАО "РЖД";

оказывает юридической службе помощь в подготовке документов по обоснованию исковых требований, а при необходимости обеспечивает участие в судебных заседаниях своих специалистов при рассмотрении искового заявления о взыскании убытков ОАО "РЖД".

7.1.3. Служба экономики и финансов железной дороги, в границах которой произошел инцидент, выполняет следующие обязанности (функции):

1) на стадии претензионной работы:

обеспечивает согласование представленного региональным подразделением функционального филиала ОАО "РЖД" расчета суммы ущерба ОАО "РЖД", связанного с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава (объекта инфраструктуры), трудозатратами на поиск и выявление повреждений подвижного состава (объекта инфраструктуры), а также размера штрафа за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов, для предъявления претензии;

осуществляет подготовку комплекта документов по убыткам ОАО "РЖД" первому заместителю начальника дороги по экономике, финансам и корпоративной координации для принятия решения по определению ответственного регионального подразделения, которому причинен наибольший ущерб, в целях дальнейшего проведения им претензионной работы;

при необходимости осуществляет запрос у причастных подразделений информации и материалов для расчета суммы убытков ОАО "РЖД";

2) на стадии исковой работы:

при необходимости по запросу юридической службы предоставляет дополнительные материалы для формирования судебного иска и комплекта исковых документов.

7.1.4. Юридическая служба выполняет следующие обязанности (функции):

1) на стадии претензионной работы:

обеспечивает согласование представленных ответственным региональным подразделением (либо ответственным региональным подразделением, понесшим наибольший ущерб) проекта претензии к контрагенту и комплекта претензионных документов;

2) на стадии исковой работы:

осуществляет подготовку от имени ОАО "РЖД" иска в суд и комплекта исковых документов на основании письменного обращения регионального подразделения функционального филиала ОАО "РЖД";

при необходимости обеспечивает запрос и получение от причастных подразделений необходимой информации, сведений, пояснений, подлинных документов или их копий, необходимых для защиты прав и законных интересов ОАО "РЖД" в суде, а также их позиции;

принимает решение об обращении в суд или об отсутствии соответствующих оснований и необходимости прекращения исковой работы в отношении контрагента (или третьего лица, не состоящего с ОАО "РЖД" в договорных отношениях);

обеспечивает организацию и ведение судебно-арбитражной работы и работы по исполнению судебных актов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов ОАО "РЖД" в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 30 января 2018 г. N 11 "О нормативном регулировании правовой работы в ОАО "РЖД".

7.1.5. В случае нарушения контрагентом ОАО "РЖД" своих обязательств по договору или причинения ОАО "РЖД" ущерба третьим лицом, не состоящим с ОАО "РЖД" в договорных отношениях, в результате которых причинен ущерб имуществу и/или другой вид ущерба двум и более подразделениям-балансодержателям ОАО "РЖД", координация деятельности которых осуществляется региональными подразделениями разных функциональных филиалов ОАО "РЖД":

ответственное региональное подразделение, понесшее наибольший ущерб, осуществляет координацию претензионной работы по взысканию убытков в полном объеме, в том числе подготовку претензии, а также соответствующего претензионного комплекта документации, направление обращения в юридическую службу о проведении судебно-арбитражной работы;

служба экономики и финансов железной дороги, в границах которой произошел инцидент, осуществляет координацию расчета суммы убытков ОАО "РЖД", связанного с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры, трудозатрат на поиск и выявление повреждений подвижного состава и объектов инфраструктуры, а также размера штрафа за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов, и взаимодействие с причастными подразделениями;

служба корпоративной информатизации железной дороги, в границах которой произошел инцидент, на основании запроса руководителя расследования (получателя) (ответственного регионального подразделения) формирует Справку о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов;

региональные подразделения функциональных филиала ОАО "РЖД" осуществляют подготовку материалов для проведения претензионной и исковой работы и координацию деятельности подразделений-балансодержателей, которым нанесен ущерб, по подготовке необходимых первичных и учетных документов;

подразделения-балансодержатели поврежденного имущества, осуществляют подготовку первичных и учетных документов для формирования претензионного и искового комплектов;

юридическая служба осуществляет согласование претензии, организацию и ведение на основании соответствующих обращений судебно-арбитражной работы и работы по исполнению судебных актов, направленных на возмещение причиненных ОАО "РЖД" убытков.

7.2. При взыскании убытков ОАО "РЖД", возникших вследствие возмещения ОАО "РЖД" перевозчикам, пассажирам ущерба, штрафов за задержку отправления и опоздание пассажирских поездов дальнего следования и пригородного сообщения:

7.2.1. Ответственное региональное подразделение, координирующее деятельность подразделения-балансодержателя, понесшего ущерб в результате инцидента, вызвавшего нарушение графика движения поездов, по ответственности контрагента (третьего лица, не состоящего с ОАО "РЖД" в договорных отношениях) выполняет следующие обязанности (функции):

обеспечивает организацию и проведение претензионной работы по взысканию в порядке регресса убытков ОАО "РЖД", возникших по ответственности контрагента (третьего лица, не состоящего с ОАО "РЖД" в договорных отношениях);

устанавливает причинно-следственную связь между инцидентом, ущербом (регрессными требованиями) и ответственностью третьего лица;

принимает решение об обращении в суд или об отсутствии соответствующих оснований и необходимости прекращения исковой работы в отношении контрагента (или третьего лица, не состоящего с ОАО "РЖД" в договорных отношениях);

в случае погашения (полного или частичного) контрагентом убытков ОАО "РЖД", достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга незамедлительно направляет в юридическую службу письменное сообщение об этом для дальнейшей корректировки способов защиты интересов ОАО "РЖД".

7.2.2. Пассажирская служба, осуществляющая деятельность в границах железной дороги, на которой произошел инцидент, вызвавший нарушение графика движения поездов, выполняет следующие обязанности (функции):

предоставляет при необходимости по запросу ответственного регионального подразделения, юридической службы необходимые материалы для формирования претензии, судебного иска и комплекта исковых документов;

оказывает юридической службе помощь в подготовке документов по обоснованию исковых требований, а при необходимости обеспечивает участие в судебных заседаниях своих специалистов при рассмотрении искового заявления о взыскании убытков ОАО "РЖД".

7.2.3. Юридическая служба на стадии регрессной работы выполняет следующие обязанности (функции):

осуществляет подготовку от имени ОАО "РЖД" иска в суд и комплекта исковых документов на основании письменного обращения ответственного регионального подразделения;

при необходимости осуществляет запрос и получение от причастных подразделений необходимой информации, сведений, пояснений, подлинных документов или их копий, необходимых для защиты прав и законных интересов ОАО "РЖД" в суде, а также их позиции;

обеспечивает организацию и ведение судебно-арбитражной работы и работы по исполнению судебных актов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов ОАО "РЖД" в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 30 января 2018 г. N 11 "О нормативном регулировании правовой работы в ОАО "РЖД".

7.3. При взыскании убытков ОАО "РЖД", возникших вследствие выплаты ОАО "РЖД" грузоотправителям/грузополучателям пени за просрочку доставки грузов и порожних грузовых вагонов, контейнеров:

7.3.1. Ответственное региональное подразделение, проводившее служебное расследование и установившее ответственность контрагента и/или третьего лица, выполняет следующие обязанности (функции):

определяет в ЕАСАПР СД наличие ответственности контрагентов и/или третьих лиц на этапах служебного расследования в соответствии с Типовым перечнем функций дорожной рабочей группы по вопросам скорости и сроков доставки, технологий проведения служебного расследования и претензионноисковой работы в связи с просрочкой доставки грузов и порожних грузовых вагонов (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 25 ноября 2015 г. N 2755р);

формирует комплект документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для проведения исходящей претензионно-исковой работы, по основным категориям претензий (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 12 апреля 2021 г. N 765/р) и аргументированное мнение;

подтверждает в ЕАСАПР СД решение об отнесении ответственности за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров на контрагента и/или третьего лица или прекращение регрессной работы в порядке, установленном Технологией, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 9 сентября 2021 г. N 1960/р;

осуществляет проверку прикрепления полного комплекта документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для проведения исходящей претензионно-исковой работы, по основным категориям претензий (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 12 апреля 2021 г. N 765/р) и аргументированного мнения, в случае отсутствия полного комплекта документов, его доукомплектование;

осуществляет передачу посредством взаимодействия ЕАСАПР СД и ЕАСАПР СФТО сформированного комплекта документов в ТЦФТО, организовавшее защиту интересов ОАО "РЖД" в суде по отправке, в задержке которой установлена ответственность третьих лиц, для организации претензионно-исковой работы по взысканию убытков ОАО "РЖД", возникших вследствие выплаты ОАО "РЖД" пени за нарушение срока доставки грузов;

при необходимости по запросу ТЦФТО или юридической службы, предоставляет дополнительные документы, необходимые для формирования судебного иска и комплекта исковых документов;

при необходимости обеспечивает участие в судебных заседаниях своих специалистов при рассмотрении искового заявления о взыскании убытков ОАО "РЖД".

7.3.2. ТЦФТО в регионе обслуживания железной дороги, организовавшее защиту интересов ОАО "РЖД" в суде по отправке, в задержке которой установлена ответственность контрагентов и/или третьих лиц, на стадии регрессной работы выполняет следующие обязанности (функции) в соответствии с Технологией, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 9 сентября 2021 г. N 1960/р:

обеспечивает проведение претензионной работы в порядке регресса на основании судебного акта о взыскании пени за нарушение срока доставки грузов получателю, вступившего в законную силу и не планируемого к обжалованию, после подтверждения решения, ответственным региональным подразделением, проводившим служебное расследование и установившим ответственность контрагента и/или третьего лица, об отнесении ответственности за задержку груза и порожнего грузового вагона, контейнера на контрагента и/или третье лицо;

при необходимости по запросу юридической службы железной дороги предоставляет дополнительные документы не установленные Перечнем документов, необходимых для проведения исходящей претензионно-исковой работы, по основным категориям претензий (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 12 апреля 2021 г. N 765/р), осуществляет их запрос и предоставление для формирования судебного иска и комплекта исковых документов;

в случае погашения (полного или частичного) контрагентом убытков ОАО "РЖД" в период проведения исковой работы в порядке регресса, достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга направляет в юридическую службу железной дороги письменное сообщение об этом для дальнейшей корректировки способов защиты интересов ОАО "РЖД";

оказывает юридической службе железной дороги помощь в подготовке документов для обоснования исковых требований.

7.3.3. Юридическая служба железной дороги на стадии регрессной работы выполняет следующие обязанности (функции):

обеспечивает согласование проекта претензии о возмещении убытков ОАО "РЖД" возникших вследствие уплаты пени за нарушение сроков доставки грузов и порожних грузовых вагонов, контейнеров;

осуществляет подготовку от имени ОАО "РЖД" иска в суд и комплекта исковых документов на основании документов переданных ТЦФТО железной дороги, организовавшего защиту интересов ОАО "РЖД" в суде по отправке, в задержке которой установлена ответственность третьих лиц;

принимает решение об обращении в суд или об отсутствии соответствующих оснований и необходимости прекращения исковой работы в отношении контрагента (или третьего лица, не состоящего с ОАО "РЖД" в договорных отношениях);

при необходимости осуществляет запрос и получение от причастных подразделений необходимой информации, сведений, пояснений, подлинных документов или их копий, необходимых для защиты прав и законных интересов ОАО "РЖД" в суде, а также их позиции;

обеспечивает организацию и ведение судебно-арбитражной работы и работы по исполнению судебных актов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов ОАО "РЖД" в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 30 января 2018 г. N 11 "О нормативном регулировании правовой работы в ОАО "РЖД".

7.4. При взыскании убытков ОАО "РЖД", возникших вследствие возмещения ОАО "РЖД" перевозчикам суммы ущерба по претензиям перевозчиков, владельцев багажа в связи с нарушением срока доставки багажа и грузобагажа:

7.4.1. Ответственное региональное подразделение, координирующее деятельность подразделения-балансодержателя, понесшего ущерб в результате инцидента, вызвавшего нарушение графика движения поездов, по ответственности контрагента (третьего лица, не состоящего с ОАО "РЖД" в договорных отношениях) выполняет следующие обязанности (функции):

обеспечивает организацию и проведение претензионной работы по взысканию в порядке регресса убытков ОАО "РЖД", возникших по ответственности контрагента (третьего лица, не состоящего с ОАО "РЖД" в договорных отношениях);

устанавливает причинно-следственную связь между инцидентом, ущербом (регрессными требованиями) и ответственностью третьего лица;

принимает решение об обращении в суд или об отсутствии соответствующих оснований и необходимости прекращения исковой работы в отношении контрагента (или третьего лица, не состоящего с ОАО "РЖД" в договорных отношениях);

в случае погашения (полного или частичного) контрагентом убытков ОАО "РЖД", достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга незамедлительно направляет в юридическую службу письменное сообщение об этом для дальнейшей корректировки способов защиты интересов ОАО "РЖД".

7.4.2. Пассажирская служба, осуществляющая деятельность в границах железной дороги, на которой произошел инцидент, вызвавший нарушение графика движения поездов, выполняет следующие обязанности (функции):

предоставляет при необходимости по запросу ответственного регионального подразделения, юридической службы необходимые материалы для формирования претензии, судебного иска и комплекта исковых документов;

оказывает юридической службе помощь в подготовке документов по обоснованию исковых требований, а при необходимости обеспечивает участие в судебных заседаниях своих специалистов при рассмотрении искового заявления о взыскании убытков ОАО "РЖД".

7.4.3. Юридическая служба на стадии регрессной работы выполняет следующие обязанности (функции):

осуществляет подготовку от имени ОАО "РЖД" иска в суд и комплекта исковых документов на основании письменного обращения ответственного регионального подразделения;

при необходимости осуществляет запрос и получение от причастных подразделений необходимой информации, сведений, пояснений, подлинных документов или их копий, необходимых для защиты прав и законных интересов ОАО "РЖД" в суде, а также их позиции;

обеспечивает организацию и ведение судебно-арбитражной работы и работы по исполнению судебных актов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов ОАО "РЖД" в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 30 января 2018 г. N 11 "О нормативном регулировании правовой работы в ОАО "РЖД").