Обзор основных правовых позиций за I квартал 2023 года направлен Письмом ФНС России от 12.04.2023 N БС-4-21/4502@.

4) Определение Конституционного Суда от 21.11.2022 N 3165-О

ООО оспорило конституционность подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, согласно которому для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Как следует из материалов дела, ООО оспорило в судебном порядке утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в части включения в указанный перечень здания, принадлежащего ООО). Вступившими в законную силу судебными актами в удовлетворении требования ООО было отказано. Как указали суды, спорный объект недвижимого имущества правомерно включен в указанный перечень с учетом одного из видов разрешенного использования земельного участка, предусматривающего размещение зданий административного назначения.

По мнению ООО, оспариваемая норма не соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет произвольно, без учета фактического использования здания относить его к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению исходя из кадастровой стоимости.

Вместе с тем Конституционным Судом указано следующее.

Конституционный Суд ранее неоднократно отмечал, что положения статьи 378.2 НК РФ, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (Определения от 23.06.2015 N 1259-О, от 26.11.2018 N 3058-О, от 19.12.2019 N 3525-О, от 30.01.2020 N 8-О и др.). При этом Конституционный Суд в Постановлении от 12.11.2020 N 46-П признал подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным оспариваемым регулированием. Исходя из этого, ООО, будучи сособственником земельного участка, не было лишено возможности инициировать изменение вида его разрешенного использования, оспариваемое законоположение само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Учитывая изложенное, Конституционный Суд определил отказать в принятии к рассмотрению жалобы ООО, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".