О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 - 2026 гг. см. Письмо Минздрава России от 31.01.2024 N 31-2/И/2-1602.

4.2 Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

4.2 Специализированная, в том числе высокотехнологичная,

медицинская помощь

В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

4.2.1 Для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях устанавливается территориальный дифференцированный норматив случаев госпитализации (законченных случаев лечения в стационарных условиях).

Рекомендуемые показатели числа случаев госпитализации, средней длительности пребывания одного пациента в медицинской организации в стационарных условиях (дней) и числа койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей/застрахованных по профилям медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 4 июня 2012 г. N 24440) (далее - приказ Минздравсоцразвития России N 555н) представлены в приложении 11 к настоящим разъяснениям.

При планировании объема специализированной медицинской помощи следует учитывать возможность ее оказания в медицинских организациях как на территории страхования, так и вне территории страхования согласно приложению 12 к настоящим разъяснениям.

Если половозрастная структура населения (застрахованных лиц) в субъекте Российской Федерации отличается от среднероссийской, в территориальной программе государственных гарантий необходимо скорректировать объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в разрезе отдельных профилей с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих в том числе особенности возрастного состава населения субъекта Российской Федерации.

Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления удельного веса (в % или долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по Российской Федерации.

Например, если в структуре застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации дети составляют 19,5% и взрослые 80,5%, то поправочные коэффициенты составят: 0,9155 для детского (19,5 / 21,3 = 0,9155) и 1,0229 для взрослого населения (80,5 / 78,7 = 1,0229).

Справочно: в структуре застрахованных лиц в Российской Федерации дети составляют - 21,3%, взрослые - 78,7% (для обоснования территориальной программы обязательного медицинского страхования).

Скорректированное число случаев госпитализации определяется как отношение скорректированного числа койко-дней к средней длительности пребывания одного пациента в медицинской организации в стационарных условиях.

Пример расчета, скорректированного с учетом поправочных коэффициентов числа койко-дней, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Пример коррекции объема медицинской помощи, оказываемой

в стационарных условиях по профилю "кардиология", в субъекте

Российской Федерации

Показатель

Рекомендуемое число койко-дней на 1000 жителей/застрахованных

в том числе для:

Всего

взрослых

детей

Рекомендуемое число койко-дней

100,878

3,882

104,76

Поправочный коэффициент

1,0229

0,9155

-

Скорректированное число койко-дней

103,188

3,55

106,738

Скорректированное число случаев госпитализации по профилю "кардиология" составляет: 106,738 / 10,8 = 9,88 случая госпитализации на 1000 застрахованных.

В субъекте Российской Федерации может применяться более детальная группировка населения (застрахованных лиц) по возрастным группам.

Корректировка объема медицинской помощи проводится также с учетом заболеваемости населения субъекта Российской Федерации с использованием как отчетных данных, так и результатов специальных исследований. По данным медицинской статистики за предыдущий год анализируются состав пациентов, получивших медицинскую помощь в стационарных условиях, и число проведенных ими койко-дней в разрезе профилей медицинской помощи. В результате определяется объем медицинской помощи в стационарных условиях по профилям медицинской помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России N 555н.

Объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, корректируется по каждому профилю медицинской помощи, затем путем суммирования определяются нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в расчете на одного жителя/одно застрахованное лицо.

Установленные территориальной программой государственных гарантий нормативы объема медицинской помощи в стационарных условиях могут быть обоснованно более высокими, чем соответствующие средние нормативы объема медицинской помощи, установленные Программой, с учетом уровня заболеваемости населения, демографических особенностей населения региона, климатических и географических особенностей региона, уровня транспортной доступности медицинских организаций, уровня развития транспортных путей постоянного действия, плотности населения в субъекте Российской Федерации и других факторов.

Планирование объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в целях обеспечения ее доступности следует осуществлять с учетом более эффективного и рационального использования коечного фонда (перепрофилизации и реструктуризации коечного фонда, оптимизации показателей работы койки и др.), а не за счет необоснованного сокращения коек, в том числе развернутых на базе сельских участковых больниц.

4.2.2. В целях планирования специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, следует вести раздельный учет объема и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи с учетом источников ее финансового обеспечения по профилям медицинской помощи, а также уровням оказания медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь оказывается в дневном стационаре, являющемся структурным подразделением преимущественно круглосуточных стационаров и включает в том числе проведение врачами-специалистами оперативных вмешательств и лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.

Субъект Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья вправе устанавливать в территориальной программе государственных гарантий отдельные нормативы для специализированной медицинской помощи, оказываемой как в стационарных условиях, так и в условиях дневного стационара раздельно по источникам финансового обеспечения.

В случае установления в территориальной программе государственных гарантий отдельных нормативов объема и финансовых затрат для специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, предлагается взять за основу соответствующие фактические показатели объема и стоимости указанной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации по данным форм федерального статистического наблюдения за прошедшие 3 года.

При установлении в территориальной программе государственных гарантий отдельных нормативов объема и финансовых затрат для специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет средств обязательного медицинского страхования, за основу предлагается взять соответствующие фактические показатели объема и стоимости указанной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации по данным форм федерального статистического наблюдения за прошедшие 3 года.

Установленные в территориальной программе государственных гарантий отдельных нормативы объема и финансовых затрат для специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, указываются раздельно по источникам финансового обеспечения в соответствующих строках раздела I. "Медицинская помощь, предоставляемая за счет консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации" и раздела III. "Медицинская помощь в рамках территориальной программы ОМС" таблицы, представленной в приложении 2 к настоящим разъяснениям.

Субъекты Российской Федерации вправе установить в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи отдельно нормативы объема и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при ее оказании больным с гепатитом C в условиях дневного стационара и круглосуточного стационара (за счет средств обязательного медицинского страхования) для взрослых и детей отдельно.

При этом указанные нормативы должны быть установлены при обязательном условии сохранения объема финансовых затрат на лекарственную терапию хронического вирусного гепатита C в дневном стационаре не ниже показателей 2022 года, с учетом реальной потребности, обусловленной региональными особенностями, в том числе уровнем и структурой заболеваемости хроническим вирусным гепатитом C, половозрастной структурой населения, долей сельского населения, транспортной доступностью медицинских организаций, плотностью населения, а также климатогеографическими особенностями региона.

Расчет норматива объема медицинской помощи больных с гепатитом C в условиях круглосуточного стационара и дневного стационара на 1 застрахованное лицо (Vгеп) на 2023 год осуществляется по следующей формуле:

Vгеп = (Nгеп_дисп + Nгеп_дисп_вперв) / Nзас, где

Nгеп_дисп - численность застрахованных лиц, больных с гепатитом C, подлежащих диспансерному наблюдению;

Nгеп_дисп_вперв - численность застрахованных лиц, больных с гепатитом C, впервые выявленных в 2022 году;

Nзас - численность застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2022.

При расчете нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи больных с гепатитом C в условиях круглосуточного стационара и дневного стационара учитываются установленные приложением N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 2497 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" коэффициенты относительной затратоемкости на соответствующие КСГ гепатита C.

4.2.3. Подушевые расходы на оказание специализированной медицинской помощи включают подушевые расходы на оказание медицинской помощи в стационарных условиях и подушевые расходы на оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара.

Указанные подушевые расходы для медицинской помощи, оказываемой стационарно, рассчитываются как произведение соответствующего норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и норматива объема медицинской помощи, для медицинской помощи в условиях дневного стационара - как произведение соответствующих расчетных показателей.

В рамках подушевых нормативов финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета и средств обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации может устанавливать дифференцированные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара с учетом особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры заболеваемости населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

4.2.4. Финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи включает расходы на оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и расходы на оказание специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара, указанные расходы рассчитываются раздельно по источникам финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий в соответствии со следующим алгоритмом:

а) в стационарных условиях:

- расчет планируемого (абсолютного) числа случаев госпитализации по профилям медицинской помощи как произведение соответствующего числа случаев госпитализации на численность жителей/застрахованных лиц;

- расчет расходов для выполнения планируемых объемов медицинской помощи как произведение размера финансовых затрат на один случай госпитализации по профилям медицинской помощи на планируемое (абсолютное) число случаев госпитализации;

- суммирование расходов.

Расходы на оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях также могут быть рассчитаны как произведение соответствующего показателя подушевых расходов на численность жителей/застрахованных лиц.

б) в условиях дневного стационара:

расчет расходов на оказание специализированной медицинской помощи определяется как произведение стоимости одного случая лечения в дневном стационаре при оказании специализированной медицинской помощи на планируемое абсолютное число случаев лечения.

Расходы на оказание специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара также могут быть рассчитаны как произведение соответствующего показателя подушевых расходов на численность жителей/застрахованных лиц.

На заключительном этапе осуществляется расчет и оценка доли расходов на оказание специализированной медицинской помощи (в том числе в стационарных условиях и в условиях дневного стационара), в общих расходах на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий (в разрезе источников финансового обеспечения (бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов и средства обязательного медицинского страхования) и в целом по территориальной программе государственных гарантий).

Территориальной программой обязательного медицинского страхования устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара по профилю "онкология", которые могут быть обоснованно выше или ниже соответствующих средних нормативов, установленных Программой, с учетом реальной потребности, обусловленной региональными особенностями, в том числе уровнем и структурой заболеваемости злокачественными новообразованиями, долей пациентов со злокачественными новообразованиями, выявленными на ранних и поздних стадиях заболевания, половозрастной структурой населения, долей сельского населения, транспортной доступностью медицинских организаций, плотностью населения, а также климатогеографическими особенностями региона.

Нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по профилю "онкология" включают объемы медицинской помощи и финансовые затраты, оказываемые застрахованным лицам вне территории страхования, которые необходимо планировать и учитывать при формировании нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования.

В территориальной программе государственных гарантий устанавливается перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который включает в том числе препараты для проведения химиотерапии.

Средние нормативы объема и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по профилю "онкология", утвержденные Программой, включают случаи лечения пациентов (взрослые и дети) со злокачественными новообразованиями (C00 - C97), новообразованиями in situ (D00 - D09) и отдельными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей (D45 - D47), в том числе в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Другие случаи госпитализации пациента с диагнозами C00 - C97, D00 - D09 и D45 - D47 в диагностических целях с постановкой или подтверждением диагноза злокачественного новообразования, случаи лечения при злокачественных новообразованиях без специального противоопухолевого лечения, а также случаи лечения лучевых повреждений включаются в нормативы объема медицинской помощи по профилю "онкология" в случае, если госпитализация осуществлялась на специализированную койку по профилю "онкология" или "гематология" (в части лечения злокачественных новообразований лимфоидной и кроветворной тканей) по заключению врачебного консилиума с участием врачей-онкологов и радиотерапевта или врача-гематолога для случаев соответствующего профиля.

Кроме того, в норматив объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров по профилю "онкология", включены случаи госпитализации в диагностических целях с проведением биопсии и последующим проведением молекулярно-генетического исследования и/или патологоанатомического исследования биопсийного (операционного) материала, в том числе с применением дополнительных методов окрасок (постановок реакций, определений). Случаи госпитализации в рамках оказания медицинской помощи по иным профилям (в том числе по профилю "терапия") не включаются в нормативы, установленные по профилю "онкология".

Объемы медицинской помощи в диагностических целях с постановкой или подтверждением диагноза злокачественного новообразования с использованием ПЭТ КТ планируются и осуществляются в амбулаторных условиях.

Лекарственное обеспечение данной категории пациентов осуществляется в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (с учетом норм, касающихся запрета на выписку рецептов на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях, установленных приказом Минздрава России от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (зарегистрировано в Минюсте России 26 марта 2019 г. N 54173).

Средний норматив объема медицинской помощи в условиях дневного стационара, установленный Программой, включает средний норматив медицинской помощи при экстракорпоральном оплодотворении (далее - ЭКО), который в свою очередь включает полный цикл ЭКО с криоконсервацией эмбрионов, размораживание криоконсервированных эмбрионов с последующим переносом эмбрионов в полость матки. При этом хранение криоконсервированных эмбрионов осуществляется не за счет средств обязательного медицинского страхования.

Установленный в территориальной программе государственных гарантий норматив объема медицинской помощи при ЭКО с учетом реальной потребности, обусловленной в том числе количеством женщин фертильного возраста, может быть обоснованно ниже или выше соответствующего среднего норматива, предусмотренного Программой.

Срок ожидания процедуры экстракорпорального оплодотворения не должен превышать 6 месяцев с момента оформления направления.

Средний норматив финансовых затрат на один случай ЭКО, утвержденный Программой, соответствует стоимости полного цикла экстракорпорального оплодотворения без применения криоконсервации эмбрионов, но представляет собой усредненную стоимость случая экстракорпорального оплодотворения с учетом проведения у части пациентов неполных циклов и проведения в отдельных случаях полного цикла с криоконсервацией эмбрионов.

Программа включает в качестве приложения к ней перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (далее - Перечень).

Финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи по разделу I Перечня, содержащего виды высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, осуществляется по нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленным Программой.

При установлении субъектами Российской Федерации средней стоимости единиц объема высокотехнологичной медицинской помощи по группам видов (методов) по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу (раздел II), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут дифференцировать установленные Программой средние нормативы финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу (раздел II), с учетом особенностей организации и оказания высокотехнологичной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, в том числе набора оказываемых видов и методов, оснащения медицинских организаций, наличия медицинского оборудования, квалификации медицинского персонала и других факторов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и 7 разделом Программы, территориальная программа должна содержать в том числе условия пребывания в медицинских организациях при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний (без взимания платы с указанных лиц за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания).

Начиная с 1 января 2023 года эта норма действует и в отношении: ребенка-инвалида, который в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выданной по результатам проведения медико-социальной экспертизы, имеет ограничения основных категорий жизнедеятельности человека второй и (или) третьей степеней выраженности (ограничения способности к самообслуживанию, и (или) самостоятельному передвижению, и (или) ориентации, и (или) общению, и (или) обучению, и (или) контролю своего поведения), - независимо от возраста ребенка-инвалида. Оплата осуществляется по коэффициенту сложности лечения пациента в соответствии с приложением 3 Программы и с учетом методических рекомендаций Минздрава России и Федерального фонда ОМС по способам оплаты.