I. Общие положения

1. Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Рослесхозом (территориальными органами Рослесхоза) федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее соответственно - Программа, профилактика рисков причинения вреда) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 (далее - Правила).

2. Профилактика рисков причинения вреда осуществляется в рамках исполнения Рослесхозом непосредственно и через его территориальные органы - департаменты лесного хозяйства по федеральным округам (далее - Департаменты) государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - государственный лесной контроль) в пределах компетенции, установленной пунктом 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, и подпунктом 5.4.18 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее соответственно - Положение о государственном лесном контроле, компетенция Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля).

3. Период реализации Программы - 2023 год.

4. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:

а) обязательные требования - требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней;

б) повторяющиеся однотипные нарушения обязательных требований - нарушения обязательных требований, имеющих общий предмет нормативного правового регулирования (например, обязательные требования в области пожарной безопасности в лесах, обязательные требования в области воспроизводства лесов) (далее - повторяющиеся правонарушения);

в) охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, леса и находящиеся в них природные объекты, не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы в лесах, недревесные лесные ресурсы, лесные культуры, лесные плантации, почва, установленный порядок осуществления государственного управления и местного самоуправления в пределах компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля;

г) лица, связанные с объектами контроля - юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане (в том числе должностные лица юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляющие (обеспечивающие осуществление) деятельность в сфере лесного хозяйства и (или) владеющие и (или) пользующиеся и (или) распоряжающиеся производственными объектами, отнесенными к объектам государственного лесного контроля (далее - контролируемые лица) <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время, учитывая, что предотвращение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований неопределенным кругом физических лиц - гражданами, пребывающими в лесах, в том числе гражданами, посещающих леса (пребывающими в лесах) в рекреационных целях, в целях сбора для собственных нужд недревесных лесных ресурсов, относится к предмету самостоятельного от государственного лесного контроля института лесной охраны (статья 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации), к контролируемым лицам относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, использующие леса, расположенные на землях обороны и безопасности, и (или) осуществляющие охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение на землях обороны и безопасности, в том числе государственные учреждения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации.

д) объекты контроля - деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства (использование лесов, охрана лесов, защита лесов, воспроизводство лесов и лесоразведение), а равно производственные объекты (лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению; средства предупреждения и тушения лесных пожаров; другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения);

е) подконтрольная сфера - совокупность охраняемых законом ценностей в области использования лесов, охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов и лесоразведения в пределах компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля;

ж) состояние подконтрольной сферы - состояние совокупности охраняемых законом ценностей в области использования лесов, охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов и лесоразведения в пределах компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля;

з) профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое в целях снижения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, посредством предупреждения нарушения лицами, связанными с объектами контроля, обязательных требований.