23.161. Балансировка

(a) Общие положения. Самолет должен отвечать требованиям к балансировке, указанным в настоящем параграфе, без дальнейшего приложения усилий, а также перемещения пилотом или автоматическими устройствами основных рычагов управления или соответствующих органов управления балансировкой.

Кроме того, другие условия - изменение загрузки, конфигурации, скорости полета или управления режимом работы двигателя(ей) - не должны утомлять пилота или приводить к необходимости прилагать длительные усилия к органам управления, превышающие указанные в 23.143(c).

Это относится к нормальным условиям эксплуатации самолета и к условиям, связанным с отказом одного двигателя, для которых определены летно-технические характеристики.

(b) Поперечная и путевая балансировка. Должна обеспечиваться поперечная и путевая балансировка самолета в горизонтальном полете при убранных закрылках и шасси при следующих условиях:

(1) Для самолетов нормальной, многоцелевой и акробатической категорий - на меньшей из скоростей 0,9VH, VNO или VMO/MMO.

(2) Для самолетов переходной категории на скоростях от 1,4VS1 до меньшей из VH или VMO/MMO.

(c) Продольная балансировка. Должна обеспечиваться продольная балансировка во всех указанных ниже условиях:

(1) Набор высоты:

(i) На взлетном режиме при скорости, используемой для определения характеристик набора высоты в соответствии с 23.65, с убранным шасси и при взлетном положении закрылков.

(ii) На режиме максимальной продолжительной мощности и в конфигурации, используемой для определения характеристик набора высоты в соответствии с пунктом 23.69(a) НЛГ 23.

(2) Горизонтальный полет с убранными закрылками и шасси, выполняемый на скоростях от 1,4VS1 до меньшей из VH или VNO, или VMO/MMO (что применимо).

(3) Режим снижения на скорости VNO или VMO/MMo (что применимо) с двигателем(ями), работающим(и) на режиме малого газа, шасси и закрылки убраны.

(4) Заход на посадку с выпущенным шасси и

(i) С градиентом снижения 5,2% (3°), при убранных закрылках на скорости 1,4VS1.

(ii) С градиентом снижения 5,2% (3°), на скорости VREF и при положении закрылков в посадочном положении.

(iii) В режиме снижения, используемом для показа соответствия требованиям параграфа 23.75 НЛГ 23, на скорости VREF, с закрылками в посадочном положении.

(d) Кроме того, для двухдвигательных самолетов должны обеспечиваться продольная и путевая балансировки, а усилия на рычаге управления от элеронов не должны превышать 2,5 кгс на скорости, используемой для доказательства соответствия требованиям пункта 23.67(a) и подпунктов (b)(2), (c)(2) или (d)(3) НЛГ 23, что приемлемо, при следующих условиях:

(1) Критический двигатель не работает, воздушный винт (если имеется) в положении минимального сопротивления.

(2) Режим работающего(их) двигателя(ей) - максимально продолжительной мощности.

(3) Шасси убрано.

(4) Закрылки в убранном положении.

(5) Угол крена не более 5°.

(e) Кроме того, на самолетах переходной категории в полете во взлетной конфигурации, для которых траектория взлета определяется на скорости V2 и в соответствии с параграфом 23.57 НЛГ 23, должна иметься возможность уменьшить усилия продольного и поперечного управления при наборе высоты более 122 м над уровнем взлетной поверхности до значений 4,5 и 2,5 кгс соответственно, а усилия путевого управления не должны превышать 23 кгс при следующих условиях:

(1) Критический двигатель не работает, воздушный винт в положении минимального сопротивления.

(2) Режим работающего(их) двигателя(ей) - взлетный.

(3) Шасси убрано.

(4) Закрылки в положении, рекомендованном для взлета.

(5) Угол крена не более 5°.