Особенности освоения АДОП слепыми и слабовидящими детьми

Реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ позволяет расширить возможности детей с нарушениями зрения для вхождения в те или иные социальные сообщества, помогает осваивать различные социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.

Специфика требований к организации пространства слабовидящих и слепых обучающихся включает:

наличие тактильно-осязательных, зрительных, звуковых ориентиров, обозначающих маршруты следования в образовательном пространстве, предупреждающих о препятствиях на пути следования (лестничный пролет, дверь, порог и др.), облегчающих самостоятельную и безопасную пространственную ориентировку в пространстве образовательной организации и на повышающих мобильность обучающихся слабовидящих и слепых детей;

обеспечение стабильности предметно-пространственной среды образовательной организации, создание безопасной среды для свободного самостоятельного передвижения слабовидящих и слепых детей в образовательной организации;

обеспечение соответствия образовательной среды офтальмо-гигиеническим требованиям, разработанным для слепых детей с остаточным зрением (возможность пользоваться индивидуальным источником света; в организации учебного пространства должны использоваться матовые поверхности; на окнах должны быть жалюзи, позволяющие регулировать световой поток, информация должна быть доступна детям с нарушенным зрением и др.);

в помещениях для организации программ дополнительного образования должно быть продуманное расположение мебели, широкие проходы, отсутствие нагромождений, незащищенных выступающих углов и стеклянных поверхностей, удобные подходы к партам, столу учителя, входным дверям; необходимо предусмотреть специальные места для хранения брайлевских книг, пособий.

Адаптация программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей подразумевает следующее:

постановка специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения, реализация которых доступна в рамках образовательной среды:

социально-психологическая адаптация (социальная интеграция, расширение сферы деятельности);

использование интерактивных ресурсов, где ребенок с нарушениями зрения имеет возможность прожить реальные ситуации в игровой форме и усвоить успешные формы поведения;

развитие и коррекция познавательной сферы с использованием виртуальных ресурсов;

развитие и коррекция эмоциональной сферы, осуществляемая в рамках группового взаимодействия;

дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики развития и сохранных функций ребенка с нарушением зрения:

учет компенсаторной функции речи, слуховой и тактильной памяти (для тотально слепых);

подбор зрительного материала с учетом рекомендуемой врачом нагрузки на зрение и с учетом степени нарушения зрения (для слабовидящих);

подбор слухового материала с учетом недостаточности чувственного опыта;

подбор материала с учетом особенностей восприятия ребенка;

учет особенностей личностной сферы и малого опыта социального взаимодействия у детей с нарушениями зрения;

комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях;

оптимальный режим образовательной нагрузки с учетом темпа деятельности, истощаемости ребенка с нарушениями зрения. Дистанционное образование позволяет минимизировать степень истощения ребенка своей легкодоступностью;

использование специального оборудования и специального программного обеспечения:

программы для коммуникации, позволяющие взаимодействовать с другими членами группы и учителем (например, программа SKYPE);

использование специальных возможностей операционной системы: увеличенные шрифты и курсор, экранная лупа, экранная клавиатура с увеличенными буквами, звуковое описание (для слабовидящих);

использование специального оборудования (брайлевский дисплей, брайлевская клавиатура (для слепых), клавиатура с увеличенными буквами);

использование музыкальных инструментов, в том числе подключаемых к компьютеру, в курсах музыкального дополнительного образования;

использование специальных деталей, блоков в курсах, связанных с конструкторской деятельностью.