2.2. Разработка и адаптация дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может разрабатываться на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создаваться специально для определенной категории детей с ОВЗ и детей-инвалидов, объединенных в одну группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ и детей-инвалидов.

При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.

При адаптации программы дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо:

1) учесть особенности и возможности направленности программ дополнительного образования детей для раскрытия творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

2) показать специфику образовательной организации, так как АДОП должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся - представителей детско-взрослых сообществ.

Перед составлением АДОП педагогам необходимо ознакомиться с результатами психолого-педагогической диагностики детей. В идеале это медицинское, психологическое, при необходимости дефектологическое, логопедическое, социально-педагогическое обследование, которое позволяет определить характер особых потребностей ребенка в целом; актуальный уровень конкретного обучающегося; индивидуальные потенциальные возможности ребенка.

Первичная диагностика обучающихся помогает педагогу определить степень влияния АДОП на формирование компетенций у каждого ребенка, помогает объективно сформулировать цели и определить соответствующий для ребенка образовательный маршрут, который в свою очередь согласуется с родителями.

АДОП должна быть направлена на обеспечение более высокого уровня физического, духовно-нравственного, художественно-эстетического и интеллектуального развития; оказание помощи в максимально полной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых сверстников.

Для успешного решения поставленных задач педагогам необходимо обратить внимание на выбор способов для их осуществления. Критериями выбора этих способов являются следующие:

- учет индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение личностно ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала;

- практико-ориентированная направленность интересов и потребностей ребенка;

- связь направленности программы дополнительного образования с жизненными и социальными компетенциями;

- включение детско-взрослого сообщества в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;

- ориентация на постоянное развитие творческого потенциала;

- привлечение дополнительных ресурсов социальных партнеров программы дополнительного образования.

Кроме того при составлении АДОП необходимо учесть особенности освоения указанных программ различными категориями (нозологиями) детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Структура дополнительной общеобразовательной программы включает:

1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.

При оформлении текста АДОП, соответствующей новому законодательству, необходимо описать следующие структурные элементы:

Титульный лист программы (лат. titulus - надпись, заглавие) - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

- направленность (профиль) программы - техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (п. 9 Порядка ДОП);

- актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой программы;

- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;

- объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

- формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);

- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия;

- тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др.;

- формы проведения занятий;

- срок освоения программы определяется содержанием программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.

1.2. Цель и задачи программы:

- цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;

- задачи - это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

1.3. Содержание программы:

- учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов;

- содержание учебно-тематического плана - это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме;

- учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.

1.4. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания программы.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы.

2.2. Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

2.3. Формы аттестации в дополнительном образовании - творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы. В данном подразделе следует указать методы диагностики успешности овладения обучающимися содержанием программы.

2.4. Методические материалы - обеспечение АДОП методическими видами продукции - методические и наглядные пособия, дидактические материалы и т.д.

2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных программ).

3. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательных отношений - педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

После составления АДОП педагогу следует представить ее внешним экспертам и/или методическому объединению педагогов дополнительного образования образовательной организации. Согласовать содержание АДОП относительно особых образовательных потребностей обучающихся со специалистами системы инклюзивного образования (по возможности), с учетом мнения родителей, привести в соответствие с индивидуальным образовательным планом для обучающегося.

Затем представить АДОП на утверждение руководителю образовательной организации и после утверждения разместить ее на сайте образовательной организации, в региональном навигаторе, на персональном сайте педагога дополнительного образования, и/или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности.

С целью оказания помощи образовательным организациям и их педагогам в части разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ при поддержке Минпросвещения России с 2020 года на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Институт коррекционной педагогики РАО" функционирует федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее - Ресурсный центр). Ресурсным центром разработан конструктор адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для специалистов, работающих с обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее - Конструктор АДОП).

Конструктор АДОП размещен по ссылке https://adop.ikp-rao.ru/.

Кроме того, подведомственными Минпросвещения России организациями, являющимися федеральными ресурсными центрами развития дополнительного образования детей по направленностям, разработаны АДОП по всем шести направленностям дополнительного образования детей.

АДОП для использования в работе размещены по следующим ссылкам:

http://vcht.center/sample-page/reestr-adoop/ (программы художественной и социально-гуманитарной направленностей разработаны ФГБУК "ВЦХТ");

https://clck.ru/sH8mJ (программы технической, естественно-научной, туристско-краеведческой направленностей разработаны ФГБОУ ДО ФЦДО);

https://фцомофв.рф/activities/org_metod/page520/page815/ (программы физкультурно-спортивной направленности разработаны ФГБУ ФЦОМОФВ).