1.3.1. Типы документальных публикаций

Методические аспекты подготовки документальной публикации и их практическая реализация зависят от типа документальной публикации.

Традиционно выделяются научный, научно-популярный и учебный типы документальных публикаций. Все они основываются на научных принципах подготовки, но отличаются спецификой отбора документов и выбора текстов для публикации, используемыми приемами передачи текста документов, составом элементов археографического оформления и НСА.

Научная документальная публикация предназначена для использования в научных исследованиях. Цель научной публикации - максимально точная передача текста документов и представление информации о них пользователям, профессионально занимающимся изучением истории, специальных исторических дисциплин или других наук. Ее подготовка предполагает использование результатов научной деятельности в области источниковедения, палеографии, кодикологии, дипломатики, сфрагистики и других исторических, а также филологических (например, текстология) дисциплин.

Научно-популярная документальная публикация предназначена для широкого круга пользователей, интересующихся историей. Ее цель - распространение научных знаний о публикуемых документах и зафиксированных в них событиях, фактах, явлениях в современной и доступной форме. Научно-популярная документальная публикация предполагает использование упрощенных приемов передачи текста документов, а также соответствующий потребностям предполагаемой пользовательской аудитории характер НСА (предисловия, комментариев и др.).

Учебная документальная публикация адаптирована к задачам учебного процесса. Ее цель - подкрепить конкретными примерами, дополнить информацию, предлагаемую к изучению в ходе освоения учебной программы. Как правило, документы публикуются в извлечениях (в форме хрестоматии <26>) с целью обратить внимание пользователей (учащихся) на наиболее яркие и характерные примеры источников по теме публикации. Для учебных документальных публикаций характерны группировка документов по тематике учебной программы, наличие вводных пояснительных текстов к разделам и темам, отдельным документам или их группам, умеренное использование специальных терминов с их обязательным пояснением, включение в состав элементов публикации учебно-методических рекомендаций.

--------------------------------

<26> Хрестоматия - учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины (ГОСТ Р 7.0.60-2020).