Приказом Ространснадзора от 19.12.2023 N ВБ-422фс утверждены программы на 2024 год.

Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта

Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области торгового

мореплавания и внутреннего водного транспорта

Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Госморречнадзор) и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1047 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта" (далее - Положение).

Объектами федерального контроля являются:

а) деятельность по перевозке пассажиров морским и внутренним водным транспортом;

б) деятельность по перевозке опасных грузов морским и внутренним водным транспортом;

в) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;

г) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

д) судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации;

е) деятельность по осуществлению лоцманской проводки судов;

ж) деятельность по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;

з) деятельность по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов на внутренних водных путях;

и) деятельность капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;

к) деятельность капитанов бассейнов внутренних водных путей по соблюдению требований к осуществлению государственного портового контроля;

л) деятельность по осуществлению поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;

м) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

н) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и внутреннего водного транспорта.

По состоянию на 1 сентября 2022 года со стороны Госморречнадзора подлежит контролю деятельность более шести тысяч шестисот организаций и индивидуальных предпринимателей.

При осуществлении федерального контроля применяется система оценки и управления рисками.

Федеральный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

По состоянию на 01.09.2022 территориальными органами Госморречнадзора проведено 64 контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами (за аналогичный период 2021 года - 717 мероприятий). В ходе их проведения выявлено 57 нарушений обязательных требований, 13 фактов невыполнения предписаний контрольного органа.

За 8 месяцев 2022 года в рамках контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами Госморречнадзором было проведено 950 наблюдений за соблюдением обязательных требований и 391 выездное обследование. В результате проведения этих мероприятий выявлено 1 057 нарушений.

В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований инспекторами Госморречнадзора проведено 527 постоянных рейдов в результате которых выявлено 332 нарушения.

Всего с начала года по состоянию на 01.09.2022 по результатам всех видов проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено 1 446 нарушений, что на 39% меньше, чем за аналогичный период 2021 года (2 383 нарушения).

Доля устраненных нарушений от общего количества выявленных нарушений, срок устранения по которым уже наступил, на 01.09.2021 составила 104%.

По состоянию на 01.09.2022 по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий привлечено к административной ответственности 1 333 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей (за аналогичный период 2021 года - 1 667). Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила 15 776 тыс. рублей (за аналогичный период 2021 года - 23 499,6 тыс. руб.).

Инспекторами Госморречнадзора чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статьям 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском и внутреннем водном транспорте правил плавания судов) - 240 случаев; 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) - 130 случаев; 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания) - 124 случая. Число таких нарушений составило 65% от общего числа выявленных. Еще 27% составили нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов).

По состоянию на 01.09.2022 территориальными органами государственного морского и речного надзора было предоставлено 323 лицензии на осуществление деятельности на внутреннем водном транспорте и морском транспорте (за аналогичный период 2021 года - 173), внесено изменений в реестр по 555 лицензиям (за аналогичный период 2021 года - 289). Проведено 795 оценок соискателей лицензии и лицензиатов (за аналогичный период 2021 года - 432). В 75 случаях (за 8 месяцев 2021 г. - в 23 случаях) были выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении лицензии или во внесении изменений в реестр лицензий было отказано.

По состоянию на 01.09.2022 центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора было рассмотрено 34 декларации безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 18, отказано в утверждении 16 деклараций. Выдано 18 разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Количество судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном техническом состоянии, по состоянию на 01.09.2022 осталось без изменений (1), опасном уровне безопасности уменьшилось по сравнению с аналогичном периодом 2021 года с 2 до 1. Увеличилось количество судоходных гидротехнических сооружений, имеющих работоспособное техническое состояние, до 158 (аналогичный период 2021 года - 146).

По-прежнему выявляются нарушения в части невыполнения мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности и технического состояния судоходных гидротехнических сооружений.

По состоянию на 01.09.2022 на водном транспорте произошло 23 аварии (на 2 больше, чем за аналогичный период 2021 года).

Показатели гибели и травматизма на водном транспорте по состоянию на 01.09.2022 аналогичны данным за тот же период 2021 года: погибло 2 человека, 1 человек получил тяжкие телесные повреждения.

Госморречнадзором проведено 177 расследований аварийных случаев на водном транспорте. По итогам расследования установлены основные причины аварийности:

- невыполнение экипажами или судовладельцем нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания - 67%;

- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 14%;

- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах при плавании в узкостях - 9%.

Таким образом, следует отметить снижение со стороны Госморречнадзора административной нагрузки на бизнес, а также уменьшение количества нарушений, допускаемых контролируемыми лицами.

Вместе с тем продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в сфере внутреннего водного и морского транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления событий (аварий, транспортных происшествий), следствием которых могут являться гибель или причинения вреда здоровью людей, загрязнение окружающей среды, причинение материального ущерба.