II. Правовое регулирование противодействия буллингу в Российской Федерации

II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БУЛЛИНГУ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие буллинга (травли) не определено в законодательстве Российской Федерации; вместе с тем действующие правовые нормы закрепляют различные права, а также нормы об ответственности, в том числе участников образовательных отношений, на защиту в ситуации буллинга и дают основу для организации деятельности по его профилактике и преодолению.

Травля может принимать разные формы, но все они причиняют вред. Вместе с тем зачинщиков травли можно привлечь к ответственности за действия, входящие в буллинг: оскорбление, нанесение побоев, угрозы и т.д. Даже если травля не носит физического характера, человек, подвергающийся буллингу, может на всю жизнь получить эмоциональную травму из-за пережитого.

Выделяются следующие основные формы проявления буллинга:

00000002.png

В зависимости от характера совершенных действий, нарушителей, в том числе несовершеннолетних, могут привлечь к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.

Основу правового регулирования противодействия любому правонарушению составляет Основной Закон Российской Федерации. Право каждого человека на уважение личности и человеческого достоинства закреплено в Конституции Российской Федерации <1>:

--------------------------------

<1> См.: URL: https://base.garant.ru/10103000/.

достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21);

никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <2> (далее - ФЗ-273) определяет правовые основания для антибуллинговой деятельности. Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ-273, государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитания взаимоуважения.

--------------------------------

<2> См.: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/).

В главе 4 ФЗ-273 определены права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе право обучающихся на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, на охрану жизни и здоровья (п. 9 ч. 1 ст. 34), получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (п. 2 ч. 1 ст. 34); обязанность обучающихся - уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися (п. 4 ч. 1 ст. 43).

Частью 3 ст. 43 ФЗ-273 устанавливается, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 и 3 ч. 6 ст. 28 ФЗ-273).

На образовательные организации возлагается ответственность за обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в указанных образовательных организациях (п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ-273).