ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 ноября 2022 г. N 73/1-1861-2022

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение о возможности осуществления государственной регистрации права частной собственности на земельные участки в границах территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 406-ФЗ) лечебно-оздоровительные местности и курорты с 30.12.2013 исключены из категории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). В этой связи установленные статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения в оборотоспосбности на них не распространяются.

При этом ООПТ, созданные до дня вступления в силу Федерального закона N 406-ФЗ, включая лечебно-оздоровительные местности и курорты, и их охранные зоны сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу названного федерального закона (пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 406-ФЗ). Указанный статус территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов предусматривает ограничение их оборотоспособности.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, расположенные в границах первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, полностью изъяты из оборота, государственная регистрация права собственности физических и юридических лиц на участки указанной категории не соответствует действующему законодательству.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно формулировал правовую позицию по вопросу возможности предоставления таких земельных участков.

К примеру, в определении от 27.09.2018 N 2369-О суд указал, что часть 3 статьи 10 Федерального закона N 406-ФЗ обеспечивает преемственность сложившихся отношений в сфере охраны окружающей среды посредством сохранения ранее созданных ООПТ. При этом курорты, объявленные Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым объектам и территориям.

Таким образом, лечебно-оздоровительные местности и курорты, образованные до вступления в силу Федерального закона N 406-ФЗ (до 30.12.2013), сохраняют свой статус как ООПТ, расположенные на их территориях земельные участки отчуждению в частную собственность не подлежат.

В отношении созданных после 30.12.2013 лечебно-оздоровительных местностей и курортов необходимо руководствоваться пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, полностью ограничивающим оборотоспособность участков в границах первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны, а участки во второй и третьей зонах - в зависимости от режимов использования.

С учетом изложенного полагаем, что позиция Росреестра по вопросам оформления прав на земельные участки, распложенные в границах территорий лечебно-оздоровительных местностей, является обоснованной.

Начальник Главного управления

по надзору за исполнением

федерального законодательства

Д.Ю.ДАНИЛОВ