См. Программу на 2024 год утв. Приказом ФАС России от 25.12.2023 N 1054/23.

I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,

описание текущего развития профилактической деятельности

контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем,

на решение которых направлена программа профилактики

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

В соответствии с главой 2 Положения ФАС России:

осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);

выдает предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе;

возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства о рекламе;

издает индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе;

обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере рекламы, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Согласно положениям Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 N 38653) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением в том числе законодательства в сфере рекламы.

В силу пунктов 6 и 7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы территориальный орган осуществляет в том числе следующие полномочия:

осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);

возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства о рекламе;

выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе;

осуществляет анализ и проводит учет выявленных нарушений законодательства о рекламе и принятых по ним мерам;

применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений в пределах компетенции территориального органа.

Законодательство Российской Федерации о рекламе согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ N 38) состоит из ФЗ N 38. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с ФЗ N 38 иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При этом цели ФЗ N 38 сформулированы в статье 1 данного Закона, а именно: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Понятия рекламы, объекта рекламирования, товара определены в статье 3 ФЗ N 38.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом нормы ФЗ N 38 содержат общие требования, предъявляемые к рекламе любых товаров, специальные требования, предъявляемые к отдельным способам распространения рекламы, а также специальные требования к рекламе отдельных видов товаров.

В ходе проведенной контрольно-надзорной деятельности в 2021 году антимонопольные органы рассмотрели 17607 заявлений (в 2020 году - 16278 заявлений) о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.

В результате проделанной работы антимонопольными органами возбуждено производство 3763 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 4597 нарушений (в 2020 году - 3330 дел и 4929 нарушений).

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия.

Так, в 2021 году ФАС России и территориальными органами возбуждено 4247 дел об административных правонарушениях (в 2020 году - 3549 дел), по результатам рассмотрения которых вынесено 2078 постановлений о наложении штрафа на сумму 137 106 400 рублей (в 2020 году - 1332 постановлений на сумму 77 592 250 рублей), в том числе 34 постановления за неисполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе на сумму 4 436 000 рублей (в 2020 году - 12 постановлений на сумму 1 285 000 рублей).

Сравнение статистических характеристик выявленных антимонопольными органами нарушений законодательства о рекламе за 2021 и 2020 годы показывает в целом сохранение общих тенденций.

В 2021 году наибольшее количество выявленных антимонопольными органами нарушений по-прежнему фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи (нарушения статьи 18 ФЗ N 38) - 38,02% от всех выявленных нарушений (в 2020 году данные нарушения составили 21,46% всех нарушений).

Сохраняется высокий процент выявленных нарушений, приходящихся на рекламу финансовых услуг (нарушения статьи 28 ФЗ N 38) - 17,08% (в 2020 году данные нарушения составили 18,77% всех нарушений), данный вид нарушений остается самым многочисленным видом нарушений среди всех ограничений, установленных ФЗ N 38 для рекламы отдельных видов товаров.

Существенно снизилось количество выявленной антимонопольными органами недостоверной рекламы (нарушения части 3 статьи 5 ФЗ N 38) по сравнению с предыдущим периодом, хотя и остается достаточно заметным нарушением - в 2021 году такие нарушения составили 8,64% (в 2020 году - 12,48% всех выявленных нарушений).

Распространение рекламы, вводящей в заблуждение (нарушения части 7 статьи 5 ФЗ N 38), в 2021 году составило 6,37% всех нарушений, что составляет такой же показатель 2020 года (в 2020 году - 6,47% всех нарушений).

Отмечается заметное снижение количества нарушений в рекламе алкогольной продукции (нарушения статьи 21 ФЗ N 38) по сравнению с предыдущим годом (в 2021 году - 4,42% всех нарушений, в 2020 году - 7,68%).

При этом практически сошло на нет количество неэтичной рекламы (нарушения части 6 статьи 5 ФЗ N 38) в 2021 году - 1,04% (в 2020 году - 6,43%).

Также отмечается незначительное количество выявляемой недобросовестной рекламы (нарушения части 2 статьи 5 ФЗ N 38) в 2021 году - 2,61% всех нарушений (в 2020 году - 3,27%).

Сохранилось на уровне прошлого года количество нарушений с использованием транспортных средств (нарушения статьи 20 ФЗ N 38) в 2021 году - 3,55% (в 2020 году - 3,12%).

Оценка риска причинения вреда охраняемым законом ценностям (например, оценка рекламы на предмет ее соответствия этическим нормам) при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере рекламы может также осуществляться в рамках проведения антимонопольными органами мероприятий с представителями предпринимательского сообщества.

Так, например, при ФАС России и территориальных органах ФАС России созданы экспертные советы по вопросам применения законодательства о рекламе, которые являются консультативно-совещательными органами и осуществляют рассмотрение вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию. Решения экспертных советов имеют рекомендательный характер, однако учитываются антимонопольными органами при принятии решений о признании нарушений ФЗ N 38 в рекламе, а также при выработке отдельных подходов к правоприменительной практике и изменению законодательства.

В 2018 году при участии ФАС России был создан и начал свою работу Орган Рекламного Саморегулирования "Ассоциация маркетинговой индустрии "Рекламный Совет". Ассоциация маркетинговой индустрии "Рекламный Совет" (АМИ "РС") создана с целью развития процессов рекламного саморегулирования в России, что было предусмотрено Меморандумом "О разработке "дорожной карты" по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО". Он был подписан 28 сентября 2017 года Федеральной антимонопольной службой, правительством Санкт-Петербурга и Европейским альянсом по рекламным стандартам (EASA).

Кроме того, участники рынка услуг по распространению рекламы приняли Кодекс маркетинговой и рекламной деятельности, направленный на предотвращение нарушений, в том числе и этических норм, подписанный 19 отраслевыми объединениями, члены которых придерживаются положений Кодекса, в частности СРО "Рекламный Совет", которое целенаправленно занимается деятельностью по профилактике возможных нарушений и руководствуется данным Кодексом. В настоящее время деловые объединения под лидерством АКАР разрабатывают новую редакцию Кодекса.