См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

Расчет размера субвенции

Каждый вид субвенций должен распределяться между всеми муниципальными образованиями, исполняющими соответствующие переданные полномочия, по единой методике, утвержденной законом субъекта Российской Федерации. Распределение субвенции каждого вида должно производиться пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и в соответствии с нормативами формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Размер конкретной субвенции из регионального бюджета j-му муниципальному образованию (Sj) в общем случае может рассчитываться по следующей формуле (12):

Sj = Рj x Пj x Кj, (12)

где

Рj - расчетный норматив расходов на исполнение делегированного государственного полномочия в расчете на одного потребителя бюджетных услуг в среднем по субъекту Российской Федерации, устанавливаемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (либо соответствующим федеральным законом);

Пj - количество потребителей соответствующих бюджетных услуг (численность соответствующей категории населения, объектов социальной сферы и т.д.) в j-ом муниципальном образовании;

Кj - поправочный коэффициент расходных потребностей j-го муниципального образования, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих бюджетных услуг в расчете на одного потребителя.

При распределении транзитной субвенции ее размер j-му муниципальному образованию (Sj) может также рассчитываться по следующей формуле (13):

Sj = S x Пj x Кj / SUMj(Пj x Кj), (13)

где

S - общий объем субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на исполнение делегированного государственного полномочия;

Пj - количество потребителей соответствующих бюджетных услуг (численность соответствующей категории населения, объектов социальной сферы и т.д.) в j-ом муниципальном образовании;

Кj - поправочный коэффициент расходных потребностей j-го муниципального образования, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих бюджетных услуг в расчете на одного потребителя;

SUM - знак суммирования.

Указанный поправочный коэффициент в общем виде определяется путем соотношения значения показателя, который отражает наиболее существенные факторы, влияющие на стоимость предоставления определенной бюджетной услуги в конкретном муниципалитете, с аналогичным показателем в целом по совокупности муниципалитетов (в среднем по субъекту Российской Федерации).

Распределение субвенций, предоставляемых за счет средств федерального бюджета на исполнение полномочий, делегированных органам местного самоуправления Российской Федерации, должно производиться по методике, соответствующей требованиям федеральных законов, устанавливающих данный вид субвенций, или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. В частности, данные субвенции должны распределяться пропорционально численности тех категорий граждан, численность которых была учтена при определении объема субвенций региональным бюджетам.

При определении норматива расходов на исполнение делегированного государственного полномочия в расчете на одного потребителя бюджетных услуг рекомендуется учитывать не только собственно расходы на предоставление конечных услуг, но и расходы на администрирование данного процесса. Так, даже при отсутствии необходимости увеличения штатной численности сотрудников органов местного самоуправления и отсутствии иных материальных затрат осуществление переданного государственного полномочия предполагает, как минимум, участие сотрудников органов местного самоуправления в данном процессе. Поэтому, несмотря на то, что федеральное законодательство, регулирующее вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в случае отсутствия результата расчета объема субвенций (или при нулевом результате) при применении федеральной (региональной) методики допускает делегирование органам местного самоуправления таких полномочий без предоставления субвенций, отсутствие субвенций может являться основанием для отказа от исполнения муниципальным образованием соответствующих полномочий.

Допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из регионального бюджета в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения регионального бюджета без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о региональном бюджете.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Данное требование не распространяется на субвенции, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также за счет резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отсутствие на момент принятия регионального закона о бюджете данных, необходимых для расчета распределения субвенций, не является основанием для нераспределения субвенций, распределение которых в соответствии с требованиями статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно быть утверждено законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете.