См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

Варианты распределения дотаций

Дотации могут распределяться:

- полностью исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности;

- частично исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, частично - исходя из численности жителей.

При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений на то, как определяется размер части, распределяемой исходя из численности жителей, в случае если такая часть предусмотрена.

Кроме того, в составе дотаций могут быть выделены дотации, отражающие отдельные показатели (условия), учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением). Особенности расчета указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), а особенности их перечисления и использования могут быть установлены региональным законом о бюджете или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

При распределении дотации исходя из бюджетной обеспеченности оценка уровня расчетной бюджетной обеспеченности проводится для:

- бюджетов муниципальных районов или консолидированных бюджетов муниципальных районов;

- бюджетов муниципальных округов,

- бюджетов городских округов;

- бюджетов городских округов с внутригородским делением или консолидированных бюджетов городских округов с внутригородским делением.

Порядок расчета дотаций исходя из численности населения для муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских округов с внутригородским делением может быть как единым, так и раздельным.

На плановый период допускается утверждение не распределенного между муниципальными районами, муниципальными округами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере не более 20 процентов от утвержденного общего объема указанных дотаций.

В отношении методологий распределения выравнивающих дотаций муниципальным районам (муниципальным округам, городских округам, городским округам с внутригородским делением) исходя из численности жителей, а также исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, можно выделить следующие достоинства и недостатки.

а) Распределение дотаций исходя из численности жителей:

К достоинствам можно отнести простоту формулы, наименьшую требовательность к статистике (достаточно данных о численности населения), высокий стимулирующий эффект (размер дотации (если муниципальный район (муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением) не является высокообеспеченным) не зависит от объема собственных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов), низкий уровень транзакционных издержек, связанных с необходимость согласования с органами местного самоуправления исходных данных и параметров формулы распределения, а также высокий уровень определенности для любого муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением) относительно размеров дотаций в будущих периодах.

Основными недостатками данного метода являются крайне низкий выравнивающий эффект, что, в свою очередь, приводит к необходимости увеличения общего размера дотаций для достижения требуемого уровня выравнивания, негибкость формулы (не дает возможности скорректировать параметры распределения дотаций для достижения желаемого эффекта), а также невозможность учесть при выравнивании факторы, влияющие на объем доходных возможностей или расходных потребностей местных бюджетов в расчете на одного жителя.

б) Распределение дотаций исходя из уровня бюджетной обеспеченности:

К достоинствам можно отнести высокий выравнивающий эффект, необходимый уровень которого может быть достигнут путем настройки параметров формулы распределения, обладающей для этого достаточной гибкостью, а также возможность учесть при выравнивании факторы, влияющие на объем доходных возможностей или расходных потребностей местных бюджетов в расчете на одного жителя.

Основными недостатками данного метода являются относительная сложность формулы, более высокая требовательность к статистике, что может приводить к высокому уровню транзакционных издержек, связанных с необходимость согласования с органами местного самоуправления исходных данных и параметров формулы распределения, а также более низкий уровень определенности для любого муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением) относительно размеров дотаций в будущих периодах.

Общее сравнение двух подходов к распределению дотаций муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам, городским округам с внутригородским делением) показывает, что распределение дотаций исходя из численности жителей имеет преимущество только в условиях отсутствия социально-экономической статистики на уровне муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), что может оказаться актуальным в условиях массового изменения границ муниципальных образований. В остальных случаях статистическое обеспечение расчетов распределения выравнивающих дотаций муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам, городским округам с внутригородским делением) позволяет применять более сложную, но при этом более эффективную схему выравнивания исходя из уровня бюджетной обеспеченности. Вместе с тем, в случае необходимости усиления стимулирующей функции дотаций, либо при достижении необходимого уровня выравнивания бюджетной обеспеченности за счет меньшего общего размера дотаций, чем планируется к распределению между муниципальными районами (муниципальными округами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением), распределение части дотации исходя из численности жителей также может применяться без ущерба для достижения целей выравнивания.