См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

4.1 Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов местным бюджетам, включают:

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением;

- субвенции поселениям из бюджета муниципального района ("транзитные" субвенции из федерального и/или регионального бюджета);

- субвенции внутригородским районам из бюджета городского округа с внутригородским делением ("транзитные" субвенции из федерального и/или регионального бюджета);

- субсидии (в том числе "горизонтальные" субсидии);

- иные межбюджетные трансферты (в том числе иные межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными договорами и иные межбюджетные трансферты, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из регионального бюджета).

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено также предоставление субсидий из местных бюджетов региональному бюджету ("отрицательных" субсидий).

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из местных бюджетов. В частности, при предоставлении межбюджетных трансфертов (кроме трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными договорами между муниципальными районами и поселениями) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) поселениям (внутригородским районам) последними должны соблюдаться условия, установленные правилами предоставления межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов.

В случае если межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из местных бюджетов местным бюджетам предоставляются за счет региональных бюджетов, должны также соблюдаться установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам (см. раздел 3.2). При этом цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из регионального бюджета, устанавливаются муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, принятыми в соответствии с законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В связи с этим необходимо отметить особое положение так называемых транзитных межбюджетных трансфертов. Транзитные межбюджетные трансферты возникают в том случае, когда из регионального бюджета (в том числе за счет средств федерального бюджета) предоставляются межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для последующего предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам поселений (внутригородских районов).

Бюджетный кодекс Российской Федерации в отношении транзитных межбюджетных трансфертов устанавливает, что цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, принятыми в соответствии с законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации формально не содержит запрета на предоставление транзитных межбюджетных трансфертов, однако рекомендуется избегать предоставления транзитных межбюджетных трансфертов и предоставлять межбюджетные трансферты "напрямую" (то есть, к примеру, из регионального бюджета бюджетам поселений, без "транзита" через бюджет муниципального района). Предоставление транзитных межбюджетных трансфертов усложняет систему межбюджетных отношений и зачастую приводит к размыванию ответственности за достижение результатов, предусмотренных соглашениями о предоставлении целевых межбюджетных трансфертов.

Кроме того, Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на изменение формы транзитного межбюджетного трансферта при его предоставлении из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением). Исключением является случай, когда поселения (внутригородские районы) наделяются государственными полномочиями, а соответствующий транзитный межбюджетный трансферт как из регионального бюджета, так и из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) должен иметь форму субвенции.

В прочих случаях следует ориентироваться на положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления и распределения субсидии или иного межбюджетного трансферта. Указанным актом должна быть установлена форма межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

По общему правилу, форма межбюджетного трансферта зависит от того, расходные обязательства какого публично-правового образования финансируются за счет данного межбюджетного трансферта и предусмотрено ли условие софинансирования. Так, в схеме транзита "региональный бюджет - бюджет муниципального района - бюджеты поселений" целью может являться финансирование расходных обязательств поселений полностью (тогда поселение получает из районного бюджета иной межбюджетный трансферт) или частично (тогда поселение получает из районного бюджета субсидию). При этом муниципальный район получает из регионального бюджета иной межбюджетный трансферт (если софинансирование с его стороны не предусматривается, то есть межбюджетный трансферт поселению финансируется исключительно за счет регионального бюджета) или субсидию (если регион и муниципальный район совместно финансируют предоставление соответствующего межбюджетного трансферта поселению).

Отдельно следует отметить схему транзита в случае передачи части полномочий поселений (муниципальных районов) по решению вопросов местного значения муниципальным районам (поселениям). Если из регионального бюджета предоставляется субсидия в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, закрепленных федеральными законами за поселениями (муниципальными районами), но в соответствии с заключенными соглашениями фактически осуществляемых муниципальными районами (поселениями), то такая субсидия должна передаваться поселению (муниципальному району), то есть тому публично-правовому образованию, за которым соответствующие полномочия закреплены законодательно. Далее средства данной субсидии будут являться источником иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета поселения (муниципального района) бюджету муниципального района (поселения) на осуществление части полномочий в соответствии с заключенными соглашениями.