См. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (с учетом изменений бюджетного законодательства в 2022 - 2023 гг.).

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам и организация мониторинга их соблюдения

Бюджетным кодексом Российской Федерации к основным условиям предоставления межбюджетных трансфертов отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления бюджетных полномочий в зависимости от того, к какой группе муниципальных образований по доле дотаций (с учетом замещения дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ) в собственных бюджетных доходах относится муниципальное образование.

Для этого за последние три отчетных года рассчитывается доля дотаций (включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности и иные дотации) из других бюджетов и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ в объеме, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, в объеме доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными между муниципальным районом и поселениями договорами <5>. Если эта доля в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала:

--------------------------------

<5> Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что, в случае объединения муниципальных образований в одно, в целях расчета данной доли используются суммарные показатели по объединяемым муниципальным образованиям.

- 5 процентов, то муниципальное образование относится к группе 1 <6>;

--------------------------------

<6> Группировка муниципальных образований проведена в целях более доступного изложения. В Бюджетном кодексе Российской Федерации понятия "группа 1" и т.д. не используются.

- 20 процентов, то муниципальное образование относится к группе 2;

- 50 процентов, то муниципальное образование относится к группе 3.

Кроме того, к группе 3 относятся муниципальные образования, не имеющие годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет (за исключением преобразованных муниципальных образований, вновь образованных путем объединения двух и более муниципальных образований).

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает различные условия для каждой из групп (при этом муниципальное образование, попавшее, к примеру, в группу 3, также попадает в группы 1 и 2 и поэтому должно выполнять условия, предусмотренные для всех трех групп).

Муниципальные образования, относящиеся к группам 1, 2 и 3, начиная с очередного финансового года должны соблюдать следующие условия (таблица 4).

Таблица 4 - Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам

Группа муниципальных образований

Условия предоставления межбюджетных трансфертов

Группа 1

Муниципальное образование не имеет права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления

Группа 2

Условия для группы 1

Муниципальное образование не имеет права устанавливать и исполнять публичные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления

Группа 3

Условия для группы 2

Местная администрация представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке документы и материалы, необходимые для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации (или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по государственному бюджетному контролю) проводит не реже одного раза в два года проверку годового отчета об исполнении местного бюджета

Следует отметить, что данные ограничения также распространяются на муниципальные образования, отнесенные к группам заемщиков со средним или низким уровнем долговой устойчивости. Так, муниципальные образования - заемщики со средним уровнем долговой устойчивости должны выполнять требования, предъявляемые к группам 1 и 2, а муниципальные образования - заемщики с низким уровнем долговой устойчивости - требования, предъявляемые к группе 3.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие ограничения по показателям дефицита местного бюджета и муниципального долга (таблица 5).

Таблица 5 - Ограничения по показателям дефицита и долга

Показатель

Ограничение для всех муниципальных образований

Ограничение для муниципальных образований группы 3

Дефицит местного бюджета, в процентах от утвержденного общего объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ

00000003.wmz 10%

00000004.wmz 5%

Объем муниципального долга, в процентах от утвержденного общего объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ

00000005.wmz 100%

00000006.wmz 50%

Объем расходов на обслуживание муниципального долга, в процентах от общего объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов

00000007.wmz 10%

-

Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, в процентах от утвержденного общего объема налоговых, неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджетов

00000008.wmz 20%

-

Субъект Российской Федерации должен обеспечить в срок до 15 ноября текущего финансового года утверждение финансовым органом субъекта Российской Федерации перечня муниципальных образований, в отношении которых начиная с очередного финансового года применяются указанные выше ограничения (а также тех, в отношении которых ограничения не применяются, то есть с уровнем дотационности менее 5% или не получающих дотации).

В течение текущего финансового года и по итогам исполнения бюджета за отчетный финансовый год финансовый орган субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг выполнения муниципальными образованиями установленных для них ограничений и принимает соответствующие решения в отношении муниципальных образований, не соблюдающих указанные ограничения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает право муниципального образования в установленные региональным законодательством сроки отказаться (полностью или частично) от получения в очередном финансовом году дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или от доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ. Однако в этом случае указанные выше ограничения применяются в очередном финансовом году исходя из расчетного сокращения доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ в собственных доходах местного бюджета, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних отчетных финансовых лет общей величины уменьшаемых дотаций (доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ) в очередном финансовом году.