Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

42.1. Пояснительная записка

42.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания) является обязательной частью ФООП УО.

Программа воспитания:

предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации;

разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);

реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;

предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;

предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа воспитания обучающихся ориентирует педагогические коллективы на совместную работу, на создание и развитие внутришкольных сообществ, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развития личности с целью социализации, интеграции в общество.

42.2. Программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью, получающих общее образование по ФАООП УО (вариант 1), включает следующие разделы:

42.2.1. Пояснительная записка с указанием статуса документа, его места в комплексе программно-методического обеспечения воспитательного процесса образовательной организации.

42.2.2. Раздел "Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса", в котором сжато описываются специфика воспитательной деятельности, ориентированной на особые потребности обучающихся с умственной отсталостью, характеристика воспитательной среды образовательной организации, обеспечивающей реализацию этих потребностей. В данном разделе указываются принципы воспитания, на которые опирается педагогический коллектив, традиции школьного уклада. Следует описать специфику организации процесса воспитания, в зависимости от того, разрабатывается программа воспитания в инклюзивной или отдельной образовательной организации. Если речь идет об инклюзивной среде, то есть образовательная организация реализует образовательные программы как для обучающихся с ОВЗ, так и для нормотипичных, то следует указать, обучаются ли они в ресурсных или автономных классах (учебных группах), проводится ли обучение "на дому", проанализировать и описать, как в таких случаях формулируется подход к постановке задач, обосновать выбор форм воспитательной работы. Указать специальную организацию среды для реализации особых образовательных потребностей в части воспитания обучающихся с умственной отсталостью, доступность учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; соблюдение регламента зрительных нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями офтальмолога).

Рабочая программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью рассматривается как составляющая комплекса программно-методического обеспечения воспитательного процесса в образовательной организации с описанием его структуры, включая планы работы классных руководителей, специалистов коррекционно-развивающего блока, специалистов психолого-педагогической службы, школьного психолого-педагогического консилиума и другие документы (например, профессионально-этический кодекс педагогического работника, работающего с обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью, положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме, положение о разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью).

В рабочей программе воспитания необходимо дать краткое описание обучающихся с умственной отсталостью особых образовательных потребностей в части организации воспитания, в том числе выявленных школьным психолого-педагогическим консилиумом особых образовательных потребностей групп (микрогрупп) отдельных обучающихся, нуждающихся в особом подходе.

В разделе сжато прописываются специальные условия реализации программы воспитания, исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.

Рабочая программа воспитания разрабатывается на весь период получения общего образования или на один из этапов. В разделе конкретизируются особенности предметно-пространственной воспитательной среды образовательной организации, социальной среды, применение специальных методов, средств, технологий. Учитываются коммуникативные и коммуникационные технологии, применяемые в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.

Рассматриваются особенности организации воспитательного процесса в новых образовательных условиях, в условиях развития цифровой сетевой коммуникации и взаимодействия между всеми участниками воспитательной работы.

В разделе могут быть указаны разделяемые педагогическим коллективом ведущие подходы к организации воспитательного процесса и особенности их реализации (например, коммуникативно-деятельностный, индивидуально-дифференцированный и другие).

Принципы воспитательной работы, используемые в образовательной организации. За основу могут быть взяты следующие принципы воспитания:

1) культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, самого обучающегося, педагогических работников, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье;

2) ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

3) здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных возможностей и умением грамотно обходиться ограничениями;

4) реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

5) организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий, включающих обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы;

6) последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая братьев и сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий, мероприятий;

7) системность, целесообразность и нешаблонность воспитательной работы как условия ее реализации;

8) поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося, способностей обучающегося опираться на собственные знания и умения; бытовая и социальная компетентность (в соответствии с реальным уровнем возможностей).

В разделе описываются традиции воспитания, сложившиеся в образовательной организации, особенности школьного уклада.

Отдельным пунктом необходимо указать способы реализации воспитательной работы с обучающимися, обучающимися на дому, которые находятся на длительном лечении и других групп, нуждающихся в особом внимании и вовлечении в целенаправленный воспитательный процесс. Описывается специфика использования электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР) и дистанционных образовательных технологий при решении воспитательных задач.

В разделе указываются организационные условия вовлечения семей, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью, в единый воспитательный процесс, в том числе взаимодействие с общественными родительскими организациями (региональных отделений всероссийской организации родителей (законных представителей) обучающихся-инвалидов (далее - ВОРДИ) и другими). Необходимо обратить внимание, что речь идет не о формальных требованиях для родителей (законных представителей) обучающегося подписать тот или иной документ, например, согласие на экскурсию или индивидуальный учебный план, а готовность образовательной организации к долговременному сущностному взаимодействию со значимыми для обучающегося взрослыми, последовательное вовлечение семьи в общую воспитательную работу. Привлечение братьев и сестер обучающегося (при наличии сиблингов) как значимой составляющей детско-взрослого сообщества.

Значимая составляющая современной системы воспитательной работы - конструктивное взаимодействие образовательной организации с родительскими сообществами и общественными организациями лиц с инвалидностью ВОРДИ, всероссийского общества глухих, всероссийского общества слепых, региональной общественной организации инвалидов "Перспектива", Фонд "Радость детства", Фонд поддержки слепоглухих "Со-единение", Фонд "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых обучающихся", Фонд "Живые сердца", Фонд "Творческое объединение круг" и другими).

В разделе указываются также принятые в образовательной организации способы организации инклюзивных и (или) интегрированных форматов реализации воспитательной работы с указанием организаций-партнеров. Следует отметить, что в разделе описываются общие направления работы, конкретизация, а именно перечень организаций-партнеров, может приводиться в календарном плане и допускает изменения и дополнения.

42.2.3. Раздел "Цель и задачи воспитания", в котором с опорой на гуманистические ценности формулируется цель воспитания в виде ожидаемых личностных образовательных результатов, дополненных результатами формирования жизненной компетенции, и выстраиваются задачи, которые образовательная организация планирует последовательно решать в рамках достижения поставленной цели.

В данном разделе указываются общие и коррекционно-развивающие цели и задачи воспитательной работы, связанные с особыми образовательными потребностями обучающихся с умственной отсталостью.

Описывается видение школой связи воспитательных и коррекционно-обучающих, профориентационных задач ранней профориентации. Указывается механизм (способ) их интеграции в практике работы образовательной организации на уровне (этапе) реализации АООП.

Необходимо учесть и указать, как соблюдается принцип преемственности в целях и задачах воспитания на всех этапах (уровнях) образования при построении непрерывного образовательного маршрута обучающихся с умственной отсталостью.

Формулирование цели воспитания в образовательной организации исходит из разделяемого и принимаемого воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.

Ориентиром современного национального воспитательного идеала является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

К базовым ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.

Цели воспитания в образовательной организации:

1) усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (в усвоении ими социально значимых знаний);

2) развитие позитивного отношения обучающихся к общественным ценностям (в развитии их социально значимых отношений);

3) приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной динамики в личностных образовательных результатах обучающихся с умственной отсталостью, а не единый уровень воспитанности. В этой связи важны скоординированные усилия всего коллектива обучающихся, вовлечение в воспитательную работу семьи обучающегося и значимых для него людей.

Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья.

В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с умственной отсталостью социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем.

Приоритетные ценностные отношения:

1) к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и обучающимся;

2) к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального становления и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

3) к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и общественно значимых задач, жизненных целей;

4) к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения;

5) к своему отечеству, своей малой и большой Родине, историю и культуру которой необходимо знать, уважать и сохранять;

6) к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

7) к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с другими людьми;

8) к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

9) к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

Сформулированная цель предполагает ряд задач, максимально приближающих к ее достижению. Такими задачами могут быть:

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий, поддерживать традиции их коллективного обсуждения, планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации;

вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные организации дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, вовлекать педагогических работников дополнительного образования в обсуждение совместной воспитательной работы;

использовать в воспитании обучающихся потенциал школьного урока, поддерживать использование на уроках адекватных форм занятий с обучающимися;

максимально использовать воспитательные возможности коррекционных и коррекционно-развивающих занятий, последовательно вовлекать специалистов коррекционного профиля и педагогических работников сопровождения в обсуждение воспитательных задач и способов их решения;

развивать взаимодействие между педагогическими работниками и последовательность в решении воспитательных задач (например, в программе "Читательский клуб", библиотекарем, могут участвовать педагогические работники, социальные партнеры, родители (законные представители);

развивать внутришкольные системы наставничества, тьюторства, опираясь на традиции образовательной организации и требования профессионального стандарта "Специалист в области воспитания";

выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность; ученическое самоуправление - как на уровне образовательной организации, так и на уровне классных сообществ;

поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации детско-взрослых общественных объединений и организаций;

организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

организовывать раннюю профориентационную работу с обучающимися, знакомить с миром современных профессий;

организовать работу школьных детско-взрослых медиаслужб, реализовывать их воспитательный потенциал;

развивать здоровьесберегающую предметно-пространственную и коммуникативную среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности;

организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, развитие насыщенной школьной жизни.

42.2.4. Раздел "Планируемые (ожидаемые) результаты воспитания".

Поскольку рабочая программа воспитания является компонентом ФАООП, то при описании ожидаемых результатов необходимо учитывать взятый за основу системно-деятельностный подход. В рамках данного подхода цель воспитания должна быть описана не через задачи педагогического работника, а через планируемые личностные результаты обучающихся. Речь идет об описании портрета обучающегося по завершении этапа обучения по АООП, который формулируется исходя из современного национального воспитательного идеала с учетом специфики особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и реальных возможностей обучающихся.

В разделе описываются специальные требования к личностным результатам ("формирования и развития жизненной компетенции"), достигаемые в процессе воспитания при интеграции воспитательной работы с коррекционно-развивающим обучением.

42.2.5. Раздел "Виды, формы и содержание деятельности", в котором приводятся специальные условия включения обучающихся с умственной отсталостью в единый воспитательный процесс, описываются конкретные механизмы достижения планируемых результатов воспитательной деятельности. Рекомендуется наполнить этот раздел инвариантными и вариативными модулями. Каждый модуль должен соотноситься с поставленными задачами воспитания, быть ответом на ожидания семьи и общества, на актуальный запрос детско-взрослого сообщества в освоении обучающимися культуры взаимодействия с окружающим миром при учете специфики их психофизического, речевого и социально-эмоционального развития. Инвариантные модули: "Классное руководство", "Школьный урок", "Курсы внеурочной деятельности" в рамках двух направлений:

коррекционно-развивающих занятий;

общеразвивающих занятий в соответствии с основными направлениями", "сотрудничество с семьей обучающегося", "знакомство с профессиями".

Образовательная организация может выбрать один или несколько вариативных модулей из предложенных в федеральной рабочей программе воспитания или разработать свои, поскольку особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью индивидуальны, условия среды и доступные ресурсы в образовательных организациях различаются перечень вариативных модулей: "ключевые общешкольные дела и события", "детско-взрослые сообщества", "детско-взрослые медиаслужбы", "образовательные путешествия и экскурсии", "организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды", "взаимодействия с родительскими сообществами", "взаимодействие с социальными партнерами", "интеграция общего и дополнительного образования", "финансовая грамотность", "цифровая культура и сетевая безопасность".

Содержание деятельности обучающихся с умственной отсталостью по Программе воспитания адаптируется с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей.

Данный раздел содержит описание инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на поставленные школой задачи воспитания и соответствует направлениям воспитательной работы образовательной организации с учетом специфики особых образовательных потребностей обучающихся и ресурсной среды образовательной организации.

В разделе могут быть представлены подходы к моделированию воспитательного процесса и примерные форматы его представления (таблица, инфографика, схемы), отражающие взаимосвязь, логичность и этапность мероприятий (событий) по включению обучающихся с умственной отсталостью в культуру взаимодействия и коммуникации внутри и во вне образовательной организации, формирования у обучающихся осмысленной и активной (на доступном уровне) личностной и социальной позиций.

В разделе рассматривается на формальном и содержательном уровнях взаимодействие взрослого со слабовидящими обучающимися как основы и смысла обучающего и воспитательного коррекционно-развивающего процесса.

Выделяются виды, формы и содержание доступных и полезных обучающимся с умственной отсталостью совместных мероприятий с нормотипичными (здоровыми) обучающимися и взрослыми. Выделяются направления, связанные с культурой взаимного уважения между людьми, культурой заботы о себе и навыки самостоятельности, обеспечивающие максимально доступную ребенку свободу в бытовом и социальном аспектах.

42.2.6. Раздел "Самоанализ воспитательной работы", который показывает, как именно образовательная организация планирует фиксировать, анализировать и осмыслять качества среды, способствующей решению задач воспитания. В разделе приводятся ключевые направления самоанализа, используемые организационные формы, психолого-педагогический и управленческий аспекты. В рабочей программе воспитания обучающихся с умственной отсталостью описываются не достигнутые личностные результаты обучающихся, а дается обзор основных направлений внутренней экспертизы, проводимой образовательной организацией, возможно описание инструментов самоанализа (методов, технологий, конкретных приемов), которые использует образовательная организация в рамках данной деятельности.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Анализируется информационно-медийное сопровождение воспитательной работы (при наличии), деятельность методических служб образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на культуру взаимного уважения всех участников воспитательной работы;

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими целей и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как социального воспитания, в котором участвует семья, образовательная организация и другие социальные институты, так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся;

принцип партнерского взаимодействия с семьей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, согласно которому обобщенные результаты самоанализа необходимо тактично и корректно обсудить с родительским сообществом образовательной организации, а по поводу динамики личностных результатов обучающихся сопоставить наблюдения родителей (законных представителей) и педагогических работников в индивидуальной беседе (по возможности).

Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса являются:

1) "Направление 1. Результаты воспитания и социализации обучающихся во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью".

2) "Направление 2. Качества воспитательной среды в образовательной организации".

Рекомендуется каждый год выбирать одно из направлений анализа воспитательной среды образовательной организации, реализующей АООП, в ее взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью. Это могут быть следующие направления:

работа с родителями (законными представителями), семьями, воспитывающими обучающихся с умственной отсталостью, включая их нормотипичных братьев и сестер;

развитие детско-взрослых сообществ в условиях образовательной организации;

интеграция общего и дополнительного образования в рамках решения достижения личностных образовательных результатов обучающихся;

анализ характера общения обучающихся друг с другом и педагогического работниками, как в урочной, так и во внеурочной работе;

наличие и эффективность сетевого и межведомственного взаимодействия;

развитие эстетической предметно-пространственной и социальной безбарьерной среды, привлечение обучающихся и родительских сообществ к реализации этого направления;

развитие системы наставничества (тьюторства, кураторства) в образовательной организации как между обучающимися, так и между педагогическими работниками.

По выбранному направлению формулируется критерий, который поможет коллективу образовательной организации осуществить самоанализ, а также разрабатывается инструмент анализа и способы интерпретации.

42.2.7. Приложение, в котором размещается ежегодный календарный план воспитательной работы, являющийся обязательным компонентом рабочей программы воспитания. Календарный план разрабатывается и обновляется каждый учебный год, а также, по желанию образовательной организации, в приложении указываются иные сопутствующие документы, помогающие реализовывать воспитательные задачи и отражающие специфику образовательной среды, уклада образовательной организации.

Рабочая программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью, разрабатываемая образовательной организацией, является открытым документом, то есть допускающим возможность внесения в него изменений в течение учебного года по внешним или внутренним причинам, связанным с изменениями условий воспитательной работы в среде образовательной организации.