2. Уровень консолидации автомобильной отрасли

Уровень консолидации автомобильной отрасли в Российской Федерации в значительной степени различается по сегментам.

Производство легковых автомобилей до настоящего времени было существенно фрагментировано. В 2021 году доля 3 ведущих производителей в объеме производства в натуральном выражении в сегменте легковых автомобилей в Российской Федерации составила около 56 процентов, тогда как во Франции - 68 процентов, в Германии - 72 процента, в Индии - 75 процентов, в Турции - 82 процента, в Польше - 89 процентов, в Иране - 90 процентов, в Италии - 91 процент, в Южно-Африканской Республике - 92 процента.

Производство легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов в Российской Федерации консолидировано в значительно большей степени - доля 3 ведущих производителей в объеме производства в натуральном выражении по итогам 2021 года составила - легких коммерческих автомобилей - 79 процентов, грузовых автомобилей - 90 процентов и автобусов - 87 процентов общего объема производства этой техники.

Количество в Российской Федерации автомобильных платформ, на которых осуществлялся выпуск автомобилей в сегменте легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, на конец 2021 года составило 56 штук. Аналогичный показатель составил в Индии 79 платформ, в Германии - 39, в Италии - 21, в Польше - 20, в Южно-Африканской Республике - 17, во Франции - 15, в Турции - 14 платформ. Доля 5 наиболее массовых платформ в общем объеме производства легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в 2021 году в Российской Федерации составляла 46 процентов, в указанных государствах - 70 - 100 процентов. Столь значительное количество автомобильных платформ, большинство из которых составили платформы иностранных производителей с соответствующей импортируемой компонентной базой, стало демотивирующим фактором для развития локализации производства автомобильных компонентов в Российской Федерации ввиду недостаточности масштабов такого производства для обеспечения его экономической целесообразности.

Для достижения эффективности локального производства необходимо увеличение количества автомобилей, выпускаемых на одной платформе, предполагающее дальнейшее сокращение количества платформ (в 2022 году - 21 платформа) и их унификацию.