3. Производство компонентов

Функциональные возможности и, как следствие, конкурентоспособность автопроизводителей в значительной мере определяются электронными системами и программными решениями. Согласно исследованиям, проведенным крупнейшими международными исследовательскими компаниями, в 2000 - 2020 годах доля электроники в себестоимости автомобиля в мире выросла с 20 процентов до 40 процентов и продолжит дальнейший рост в перспективе.

Таким образом, производство компонентов имеет определяющее влияние на экономику автопроизводителей, включая их конкурентоспособность, и формирует конкурентное преимущество автомобильной отрасли за счет повышения технологического уровня, локализации, снижения себестоимости производства автомобилей, минимизации влияния внешних факторов, развития характеристик продукта и экспорта в секторе.

Выбранная стратегия локализации не привела к росту создания добавленной стоимости на территории Российской Федерации, поэтому доля полного импорта (готовые автомобили и компоненты для первичного и вторичного рынка) в полном объеме продаж автомобилей (производство и импорт) в 2010 - 2021 годах на российском рынке оставалась на уровне 55 - 60 процентов и с 2014 года имела тенденцию к росту в связи с ориентацией большинства автопроизводителей на крупнейших иностранных поставщиков автокомпонентов (в том числе в силу недостаточности размера производственных мощностей таких автопроизводителей для создания экономически оправданных современных производств компонентов в Российской Федерации) и отсутствием требований по локализации отдельных критически важных компонентов, систем безопасности и комфорта. Это привело к уменьшению спроса на российские компоненты, разрушению производственных цепочек, потере компетенций, снижению стимулов для российских производителей к развитию собственных производств компонентов и уходу с рынка части российских поставщиков.

На начало 2022 года в Российской Федерации были организованы разработка и сборка основных компонентов 1-го уровня, включая производство корпусных деталей из металла и пластика, а также разработка программного обеспечения, однако высокотехнологичные субкомпоненты и материалы в значительной степени импортируются. Например, в Российской Федерации организовано производство двигателей и электронных блоков управления для них, но электронные компоненты для электронных блоков управления и полупроводниковых датчиков, а также значительное количество критически значимых неэлектронных компонентов (клапаны, кольца поршня, катушки зажигания, форсунки) импортируются. Аналогичная ситуация с другими критическими компонентами, включая тормозные системы, рулевые системы, топливные системы, ряд других критических компонентов 2-го и следующих уровней и материалов (некоторые компаунды и добавки, необходимые для производства автомобильных пластиков, ряд специальных марок сталей).

В связи с уходом ряда иностранных производителей компонентов или приостановкой их производства в Российской Федерации в 2022 году уровень локализации автотранспортных средств дополнительно снизился.

Для развития производства компонентов и материалов необходимо реализовать следующие задачи:

повышение уровня производства автомобилей на одну платформу по сравнению с ведущими странами - производителями автомобильной техники и уровня унификации технологий производства компонентов и материальной базы для экономически оправданной локализации ряда компонентов, в том числе из-за отсутствия инструментов консолидации спроса со стороны автопроизводителей и поставщиков 1-го уровня;

повышение унификации отрасли производства компонентов (в 2021 году в Российской Федерации действовало около 1,5 тыс. компаний, специализирующихся на выпуске компонентов);

повышение эффективности производства в ряде групп компонентов, обновление оборудования, освоение производства ряда компонентов;

наращивание компетенции российских поставщиков в области управления производством и сотрудничества с международными компаниями;

повышение уровня локализации производства компонентов 2-го и 3-го уровней (субкомпонентов);

развитие российской системы стандартов для компонентов всех уровней с учетом международных требований;

развитие инфраструктуры и инжиниринговых компетенций для реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и тестирования новых компонентов и сырья (особенно в сегменте поставщиков 2-го и 3-го уровней);

сокращение импортной составляющей в стоимости компонентов;

развитие в Российской Федерации ряда критичных для выпуска автомобильной техники компонентов 1-го уровня (разработка и локализация);

приоритет применения производителями автомобильной техники российских компонентов 1-го уровня, в первую очередь компонентов, критичных для поддержания бесперебойного выпуска этой техники;

дальнейшее развитие локального производства оснастки и снижение использования основных средств и оборудования преимущественно из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации.

При этом отрасль производства компонентов в Российской Федерации обладает следующими преимуществами:

доступ к первичному сырью, добываемому и производимому в стране и необходимому для производства компонентов из стали и сплавов, цветных металлов, пластиков, композитных материалов;

развитая ИТ-отрасль, в том числе услуги в части аутсорсинга и разработки собственных технологий и продуктов;

конкурентоспособная стоимость труда и энергоносителей.