1. Уровень технологий и состояние научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в автомобильной отрасли

1. Уровень технологий и состояние научно-исследовательских

и опытно-конструкторских работ в автомобильной отрасли

Во всем мире научно-технологическое развитие автомобильной отрасли, основанное на национальных технологиях и инженерных кадрах, является ключевым фактором развития национального производства автомобилей, конкурентоспособных на международных рынках.

Развитие российской автомобильной промышленности неразрывно связано с формированием и развитием собственных инженерных центров, благодаря которым в стране производятся автомобили всех сегментов - от легковых до грузовых и автобусов. В России ведущим научно-исследовательским и инжиниринговым центром российского автомобилестроения и смежных отраслей транспортного машиностроения является федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (далее - институт "НАМИ"), обладающий уникальной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной инфраструктурой проведения исследований и разработок, в том числе опытным производством и комплексом дорожных сооружений для испытаний автомобильной техники, включая перспективные высокоавтоматизированные автотранспортные средства.

Крупные национальные автопроизводители развивают собственные инжиниринговые центры и кооперацию с научными организациями и образовательными организациями высшего образования, включая совместные инжиниринговые центры.

Институт "НАМИ", научно-технические центры публичного акционерного общества "ГАЗ", публичного акционерного общества "КАМАЗ", акционерного общества "АВТОВАЗ" и общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский автомобильный завод" реализуют программы по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области развития интеллектуальных систем автомобиля и автономизации автомобильного транспорта.

Сформирован следующий научно-технический задел в части электротранспорта:

проекты публичного акционерного общества "ГАЗ" и публичного акционерного общества "КАМАЗ" по серийному производству электробусов, используемых на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта в г. Москве, обладающего одним из самых крупных в Европе автопарков электробусов, позволивших существенно снизить выбросы CO2;

проект публичного акционерного общества "КАМАЗ" по разработке и запуску серийного производства легкового электрического автомобиля "КАМА";

проект акционерного общества "Московский Автомобильный Завод "Москвич" в области разработки и запуска серийного производства электрических автомобилей;

запуск серийного производства электромобилей на заводе общества с ограниченной ответственностью "Моторинвест";

проект общества с ограниченной ответственностью "АВТОТОР Холдинг" по запуску производства новых марок автомобилей в 2023 году;

проекты института "НАМИ", публичного акционерного общества "ГАЗ" и публичного акционерного общества "КАМАЗ" по созданию прототипов транспортных средств с тяговым электроприводом от высоковольтных тяговых батарей и водородных топливных элементов во всех сегментах автотранспортных средств;

проект общества с ограниченной ответственностью "РЭНЕРА" по созданию гигафабрики для производства накопителей электрической энергии;

другие проекты в области электрического транспорта.

Вместе с тем использование платформ и соответствующих компонентов иностранных компаний приводило к относительно невысокому уровню затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по сравнению с расходами крупнейших мировых автопроизводителей. В среднем международные автопроизводители тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы около 5 процентов выручки в год, тогда как в Российской Федерации в среднем по автомобильной отрасли в 2016 - 2021 годах этот показатель составлял 0,2 - 0,5 процента.

С прекращением в 2022 году взаимодействия российских организаций с иностранными инжиниринговыми компаниями реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в Российской Федерации возможно будет сопряжена с большими затратами и длительными сроками разработок.

Для обеспечения конкурентоспособности российской продукции на глобальном уровне приоритетными направлениями инновационного развития и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области автомобилестроения в Российской Федерации должны стать:

достижение технологического суверенитета по ключевым компонентам, сложным узлам и системам (автоматические коробки передач, системы двигателей, электронные компоненты, системы полного привода, системы безопасности, компоненты и системы электрических автомобилей);

направление основной части денежных средств (включая бюджетное софинансирование) на разработку автомобилей с перспективными видами силовой установки (электрические, гибридные автомобили, автомобили на водородных топливных элементах) и компонентов к ним;

технологии автономизации и роботизации транспортных средств, телематические транспортные системы, интеллектуальные системы безопасности и управления;

повышение конкурентоспособности (потребительских свойств и функций) автомобилей путем освоения принципиально новых модульных платформ и электронных архитектур;

повышение уровня безопасности транспортных средств за счет разработки и внедрения независимой единой системы оценки безопасности колесных транспортных средств (RuNCAP);

улучшение энергоэффективности и повышение экологических показателей транспортных средств;

применение новых технологий проектирования, моделирования и производства транспортных средств;

гибкие и адаптивные производственные технологии, технологии информатизации и компьютеризации производств;

расширение применения новых конструкционных и эксплуатационных материалов.