2. Основания и предпосылки для разработки Стратегии

Стратегия разработана во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N Пр-1288 по итогам совещания по вопросам развития автомобильной промышленности, прошедшего 16 июня 2022 г., и в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Стратегия является документом отраслевого планирования и синхронизирована со следующими программными документами и национальными проектами Российской Федерации:

Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1877-р;

Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов";

план мероприятий ("дорожная карта") по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. N 350-р;

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 2162-р;

Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р;

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;

инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Электроавтомобиль и водородный автомобиль" и "Беспилотные логистические коридоры";

проекты Национальной технологической инициативы по направлениям "Автонет", "Нейронет", "Энерджинет", "Технет", "Сейфнет" и "Эдунет".

Стратегия является основой для разработки государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, содержащих мероприятия, направленные на развитие автомобильной промышленности и смежных отраслей.

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей российской экономики и определяет социально-экономический и научно-технический уровень развития страны в целом и отдельных ее регионов. В автомобильной отрасли в 2021 году работало около 0,3 млн. человек (среднегодовая численность работников) и была сформирована валовая добавленная стоимость производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в размере 1,1 трлн. рублей. Автомобильная отрасль создает мультипликативный эффект, обеспечивая в совокупности со смежными отраслями экономики занятость более чем 2,8 млн. человек. Развитие автомобилестроения создает потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической, электронной отраслей, станкостроения и других отраслей промышленности.

Автомобильная отрасль демонстрирует положительный и растущий вклад в бюджет Российской Федерации - объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2,2 раза превышает размер субсидий, ежегодно выделяемых для поддержки автомобильной отрасли. Так, в 2016 - 2021 годах суммарный объем налоговых поступлений от предприятий автомобильной отрасли составил 861 млрд. рублей, в то время как объем финансирования мероприятий по поддержке автомобильной промышленности составил за указанный период 387 млрд. рублей. При этом в 2016 - 2021 годах ежегодный объем налоговых поступлений вырос в 2,7 раза (с 72 до 197 млрд. рублей), а доля автомобильной отрасли в общем объеме собираемых налогов - с 0,5 процента до 0,7 процента.

Автомобильная отрасль Российской Федерации занимает около 2 процентов в объеме мирового рынка по итогам 2021 года (доля увеличилась с 1,6 процента в 2016 году). При этом зависимость автомобильной отрасли от иностранных технологий, а также импортных поставок компонентов и оборудования приводит к отрицательному торговому балансу. Торговые войны Соединенных Штатов Америки и Китая и нарушение цепочек поставок во всем мире во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 - 2022 годах обусловили дефицит полупроводников и микроэлектроники в мире и в Российской Федерации, рост цен на сырье (в частности, цена на сталь в 2021 году выросла на 80 процентов) и компоненты, который усугубился значительным ростом цен на энергоносители в 2022 году.

В связи с изменением геополитической ситуации в 2022 году автомобильная промышленность Российской Федерации столкнулась с рядом новых вызовов - существенное падение спроса на российском рынке (на 55 процентов в первом полугодии 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 года), остановка и приостановка ряда автомобильных производств, связанные прежде всего с решением иностранных производителей об уходе с российского рынка, а также со сложностями в поставках значимых комплектующих и материалов, в том числе в связи с введением экономических санкций со стороны ряда стран, риски банкротства и сокращение сети автомобильных дилеров. Все это создает новые условия функционирования и вызовы для автомобильной отрасли и требует стратегического ответа.