См. Программы на 2024 год, утв. Приказом Росстандарта от 28.12.2023 N 2822.

II. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

II. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,

описание текущего развития профилактической деятельности

контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем,

на решение которых направлена программа профилактики

2. С 1 июля 2021 г. в рамках вступления в силу нового законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) Росстандарт определен уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 указанного постановления.

Проводимые в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов мероприятия ежегодно характеризуются значительным количеством нарушений установленных требований и недобросовестных подконтрольных субъектов.

Сведения о результатах контрольно-надзорных мероприятий за 2019 - I полугодие 2022 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели

2019 год

2020 год

2021 год

I полугодие 2022 года

Количество проведенных проверок (тыс. ед.)

3,0

1,38

1,7

0,16

Количество проверок, при которых выявлены нарушения (тыс. ед.)

0,66

(22%)

0,35

(25,4%)

0,34

(20%)

0,07

(43,75%)

Количество проверенных предприятий (тыс. ед.)

2,2

1,0

1,1

0,13

Количество предприятий, на которых выявлены нарушения (тыс. ед.)

0,56

(25,4%)

0,35

(35,0%)

0,28

(25,5%)

0,05

(38,5%)

Количество выданных предписаний об устранении нарушений (тыс. ед.)

1,02

0,81

0,29

0,03

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях (тыс. ед.)

1,27

0,79

0,61

0,16

Объем наложенных административных штрафов (млн. руб.)

133,0

88,9

72,1

25,1

Вместе с тем проводились внеплановые проверки, основаниями которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При осуществлении надзорных мероприятий применялись необходимые меры предосторожности и ограничения в целях минимизации распространения новой коронавирусной инфекции.

В течение 2021 года проведено 1,7 тыс. проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов.

Контрольно-надзорным мероприятиям подвергнута деятельность 1,1 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, из них нарушения выявлены на 0,28 тыс. субъектах предпринимательской деятельности (25,5%).

По фактам выявленных нарушений было выдано 0,29 тыс. предписаний об устранении нарушений и возбуждено 0,61 тыс. дел об административных правонарушениях. В сравнении с 2020 годом сумма наложенных штрафов уменьшилась и составила 72,1 млн. руб.

3. Росстандартом утвержден приказ от 24 ноября 2016 г. N 1728 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".

В рамках реализации данного приказа на ежегодной основе на официальном сайте ведомства размещается обзор результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в подконтрольной сфере.

Росстандартом издан и опубликован на официальном сайте приказ от 13 сентября 2022 г. N 2266 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов, транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, привлечения к административной ответственности".

Программа направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц.

Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:

причинение или угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований проведены профилактические мероприятия, предусмотренные планом-графиком, установленные Программой на 2022 год.

Кроме того, на официальном сайте Росстандарта в разделе "Государственный контроль (надзор)" и сайтах его территориальных органов размещены:

приказ Росстандарта, утверждающий перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора);

перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;

обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росстандарта, утверждаемый приказом Росстандарта;

план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контролируемых лиц;

информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий;

материалы по результатам вебинаров, проведенных с целью разъяснения контролируемым лицам действующего законодательства, устанавливающего обязательные требования.