См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2023 год.

Учет цифровой валюты

В соответствии с Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам. Организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами.

До принятия указанных федеральных законов бухгалтерский учет цифровой валюты, выпущенной и (или) приобретенной организацией на законных основаниях, должен вестись в общем порядке, установленном Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Так, исходя из статей 9 и 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете", формы первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, связанные с обращением цифровой валюты, и формы регистров бухгалтерского учета, предназначенных для регистрации и накопления данных, содержащихся в этих первичных учетных документах, утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В соответствии с ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета. Исходя из этого, в случае наличия на законных основаниях объектов, относящихся к цифровой валюте, организация должна самостоятельно разработать способы ведения бухгалтерского учета таких объектов. Поскольку МСФО по рассматриваемому вопросу отсутствуют, при разработке названных способов ведения бухгалтерского учета организация должна использовать положения федеральных стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам.

Исходя из ПБУ 4/99, показатели о цифровых валютах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, связанных с ними, должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Аналогичные показатели могут приводиться в бухгалтерском балансе общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В соответствии с ПБУ 1/2008 существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности.

При выполнении аудиторских процедур в отношении цифровой валюты аудитор должен исходить из того, что наличие такого объекта и совершение операций с ним являются факторами, повышающими риски искажения бухгалтерской отчетности аудируемого лица. В этой связи аудитор должен обратить особое внимание на выполнение требований МСА 315, МСА 330 и МСА 240, а также обязанностей, связанных с исполнением требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".