ФИНАНСЫ

Сформирован федеральный бюджет на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

Основные характеристики федерального бюджета на 2023 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 149 949 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5%.

(Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 N 2549)

Установлены временные требования к деятельности НПФ, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также специализированных депозитариев

Также вводятся временные требования к деятельности НПФ и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ в связи с размещением облигаций в пользу владельца иностранных облигаций, выпущенных иностранными организациями, или лица, осуществляющего права по ним.

(Решения Совета директоров Банка России от 29.12.2022)

С 1 января по 31 декабря 2023 года микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы вправе не относить к реструктурированной задолженности для целей формирования резервов на возможные потери по займам задолженность по отдельным договорам займа

(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

В отношении лиц, к которым применяются или могут быть применены иностранные санкции, при включении их в соответствующий перечень может быть ограничен доступ к отдельной информации (сведениям), содержащейся в ГИРБО и ЕГРЮЛ

В случае включения лица в указанный перечень ФНС России ограничивает (возобновляет) доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, по заявлению такого лица в установленном порядке.

Также в случае включения лица в перечень ФНС России ограничивает доступ к содержащимся в ЕГРЮЛ отдельным сведениям при поступлении от такого лица заявления с указанием информации, доступ к которой подлежит ограничению.

Установлены правила формирования перечня лиц.

Приведены основания для включения в перечень, основания для отказа во включении в перечень, основания для исключения из перечня.

Ответственным за принятие решения о включении лиц в перечень и за ведение указанного перечня определен Минфин России.

Перечень не подлежит опубликованию.

(Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 16.09.2022 N 1624 и N 1625; Приказ Минфина России от 18.11.2022 N 173н, Приказ ФНС России от 14.10.2022 N ЕД-7-1/939@; Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2022 N ИС-учет-42)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор "Основные изменения в корпоративном законодательстве (АО И ООО) в 2023 году".

Российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного участия офшорных компаний в совокупности превышает 25%, не вправе быть получателями отдельных бюджетных средств

Ранее указанные средства запрещалось предоставлять российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышала 50%.

При расчете доли участия не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в РФ, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ.

Установлен перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ.

С 1 января 2023 года до 1 января 2024 года указанный запрет не распространяется на субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые российским юридическим лицам на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также на иные цели, определенные Правительством РФ.

(Федеральные законы от 29.11.2021 N 384-ФЗ и от 21.11.2022 N 448-ФЗ; постановления Правительства РФ от 22.12.2022 N 2385 и от 28.12.2022 N 2488; Приказ Минфина России от 26.05.2022 N 83н; Информационное письмо Минфина России от 07.04.2023 N 18-04-06/30972)

Сокращаются сроки хранения бюро кредитных историй ряда сведений и документов

Так, с трех лет до одного года сокращены сроки хранения:

- сведений, направленных в адрес контрагентов при предоставлении квалифицированным бюро услуг;

- форм подтверждения пользователями кредитной истории наличия согласия субъекта кредитной истории на получение его кредитного отчета;

- кредитных отчетов, предоставляемых по запросу пользователей кредитной истории (включая передаваемые сведения о среднемесячных платежах, индивидуальные рейтинги и скоринги субъектов кредитных историй).

(Указание Банка России от 08.11.2022 N 6309-У)

Изменяются правила организации и функционирования системы казначейских платежей

В частности, определены лица, подписывающие распоряжение о совершении казначейских платежей в электронной форме, составленное в ЕИС в сфере закупок, усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае составления прямым участником системы казначейских платежей распоряжения о совершении казначейских платежей в ЕИС в сфере закупок осуществляется автоматическая проверка наличия подписей лиц, подписавших распоряжение.

Информационное взаимодействие при осуществлении казначейских платежей по контрактам, подлежащим включению в реестр контрактов, осуществляется в электронной форме, в том числе с использованием ЕИС в сфере закупок.

В новой редакции изложены реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа и реквизиты поручения о перечислении на счет.

(Приказ Казначейства России от 29.07.2022 N 20н)

Изменяется порядок казначейского обслуживания

В частности, в новой редакции изложена форма расшифровки к распоряжению финансового органа.

(Приказ Казначейства России от 29.07.2022 N 19н; Письма Казначейства России от 22.12.2022 N 07-04-05/14-32433 и от 27.01.2023 N 07-04-05/14-1926)

Установлены особенности казначейского сопровождения средств

(Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 N 2438; Письмо Казначейства России от 21.12.2022 N 07-04-05/02-32336)

С 1 января 2023 года в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, применяются положения об унификации и стандартизации предоставления субсидий юридическим лицам, ИП, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг

В частности, информация об указанных субсидиях размещается на едином портале бюджетной системы РФ в соответствии с установленным Минфином России порядком.

Установлены порядки определения и отбора получателей субсидии.

(Федеральный закон от 19.12.2022 N 521-ФЗ)

Изменяются требования к получателям субсидий на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции в части участия в уставном (складочном) капитале офшорных компаний

Теперь организация, претендующая на получение субсидии, не должна являться российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которой доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ, в совокупности превышает 25%.

(Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2112)

Вводятся дополнительные требования к особо значимым проектам по внедрению российских решений в сфере информационных технологий в целях предоставления субсидий Российскому фонду развития информационных технологий

Кроме того, установлено, что теперь конкурсный отбор проектов по внедрению российских решений в сфере информационных технологий может осуществляться только в целях поддержки особо значимых проектов.

(Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2111)

С 1 января 2023 года применяется порядок проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий из региональных и местных бюджетов (в том числе грантов в форме субсидий) производителям товаров, работ, услуг

(Приказ Минфина России от 29.09.2021 N 138н)

Утрачивает силу ряд нормативных актов Минфина России, утвердивших формы соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, ИП и физическим лицам

Напоминаем, что 1 января 2022 года вступила в силу типовая форма соглашения (договора) о предоставлении субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, ИП, а также физическим лицам.

(Приказ Минфина России от 30.11.2021 N 199н)

Возобновляет действие требование к предельному размеру перечисления субсидии на выполнение федеральными бюджетными или автономными учреждениями государственного задания

(Постановление Правительства РФ от 05.08.2022 N 1388)

Установлен перечень информации, которую кредитные и некредитные финансовые организации, а также бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства и аудиторские организации, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, вправе не раскрывать с 1 января до 1 июля 2023 года

(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Установлен перечень информации, которую Банк России с 1 января до 1 июля 2023 года не раскрывает на своем сайте

(Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022)

Банком России направлены рекомендации о реструктуризации кредитов (займов) заемщиков, испытывающих сложности по исполнению обязательств по кредитному договору (договору займа) после 18 февраля 2022 года в связи с иностранными мерами ограничительного характера

Банк России рекомендует кредитным и микрофинансовым организациям, кредитным и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам:

- при обращении заемщиков рассматривать и удовлетворять заявления об изменении условий ранее заключенных кредитных договоров (договоров займа) на условиях, предусмотренных собственной программой реструктуризации, а также не начислять неустойки (штрафы, пени);

- не обращать взыскание на предмет ипотеки, если им является жилое помещение, являющееся единственным пригодным для постоянного проживания заемщика и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи, а также принять меры, направленные на приостановление процедуры принудительного выселения должников из жилых помещений, на которые ранее было обращено взыскание.

Кроме того, Банк России рекомендует бюро кредитных историй и пользователям кредитных историй - заимодавцам (кредиторам) не учитывать в моделях оценки вероятности дефолта заемщика, применяемых заимодавцем (кредитором), и расчете индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории, применяемого бюро кредитных историй, в качестве фактора, ухудшающего кредитную историю заемщика, реструктуризацию, проведенную источником формирования кредитной истории в соответствии с указанными выше рекомендациями.

(Информационное письмо Банка России от 30.12.2022 N ИН-03-59/159)