Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

Участие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью

Профориентационный минимум предусматривает создание условий для участия детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на всех уровнях его реализации.

В рамках профориентационной онлайн-диагностики всем участникам доступны тесты, адаптированные по содержанию для ключевых нозологических групп (нарушение зрения (слабовидящие); нарушение слуха (глухие и слабослышащие, позднооглохшие); нарушение опорно-двигательного аппарата; общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечно-сосудистой системы и т.д.), задержка психического развития (легкая степень); тяжелое недоразвитие речи; расстройства аутистического спектра) и трех возрастных категорий: 6 - 7, 8 - 9, 10 - 11 классы.

Для проведения мероприятий профессионального выбора, в которых могут принять участие лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, разработаны матрица соответствия нозологических групп тем или иным профессиональным компетенциям, отражающая возможность проведения по данным компетенциям практических мероприятий, а также общие рекомендации по реализации мероприятий профессионального выбора для данной аудитории.

Для более эффективного осуществления профориентационной работы с учащимися с особенностями развития рекомендуется привлекать профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в субъектах Российской Федерации, чьи ресурсы позволяют организовывать и осуществлять мероприятия профессионального выбора с учетом специфических особенностей развития и возможностей данных категорий.

Участие в мероприятиях профессионального выбора лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возможно с выполнением следующих условий:

со стороны площадок:

- архитектурная доступность площадки (наличие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей безбарьерную среду для участников с разными типами нозологий);

- наличие у организатора, проводящего мероприятие профессионального выбора, соответствующей квалификации по работе с детьми определенной нозологической группы;

со стороны участников:

- согласие родителей (законных представителей);

- наличие сопровождающих лиц;

- отсутствие ограничений по конкретным нозологиям для конкретных профессий и по выполнению практических задач в рамках данных профессий.

Родителю/законному представителю, организующему участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью в мероприятиях профессионального выбора, рекомендуется заблаговременно уточнить характер и содержание мероприятия профессионального выбора и убедиться в доступности мероприятия для ребенка.

Рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории в (продолжение профориентации и выбора) предусматривают отметку о доступности рекомендованной активности детям с теми или иными нозологиями.