Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

6. Профессиональные пробы

В ходе профессиональной пробы участники решают одну или несколько практических задач и выполняют рабочие операции, относящиеся к конкретной профессиональной области. Проба подразумевает работу участников с материалами, инструментами, оборудованием, программным обеспечением и т.п. в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Игра в профессиональной пробе допускается как имитация, симуляция, моделирование профессиональной деятельности, но не как игра, в рамках которой предполагаются дидактические (учебные), развлекательные, состязательные или иные цели. В ходе пробы участники взаимодействуют с наставником, являющимся носителем профессиональных компетенций, получая от него теоретические знания, практические рекомендации, обратную связь и оценку по итогам пробы.

Содержание профессиональной пробы должно включать в себя типовую (стандартную, частую) деятельность данного профессионального направления. Другими словами, давать представление о профессии через основное ее содержание, а не оригинальное, редкое, нетипичное.

Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения обучающегося. Она помогают оценить степень развития знаний, умений и навыков и в целом готовность к переходу на более высокий этап профессионального становления (а именно - к участию в конкурсах профессионального мастерства, обучению в профильном классе, поступлению в учебное заведение профессионального образования, самозанятости и т.д.). В рамках мероприятия участникам могут предлагаться более сложные, нелинейные задания с возможностью вариативного выполнения, творческой составляющей и т.п.

Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств, основой для познания сфер профессиональной деятельности.

Одним из ключевых вопросов при организации профессиональных проб является определение их роли в общем контексте реализации Проекта. В одном случае профессиональная проба выступает в качестве относительно изолированной "точки входа" в профориентационную проблематику. В другом - является проверкой выбранной профессиональной траектории, частью структурированного полноценного профориентационного процесса, выстроенного с учетом территориальной, региональной и отраслевой специфики, в т.ч. - в условиях реализации Проекта.

Особенностями профессиональной пробы являются <1>:

--------------------------------

<1> Схема организации профессиональных проб подробно прописана в пособии: Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Гапоненко А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие для учителей 5 - 11 классов. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 192 с.

- диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;

- получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, решения кейса), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и итога профессиональной пробы (за исключением демонстрационного уровня);

- формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;

- развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, профессионально важные качества личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

- системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: профпроба интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной сферы и знания о психологических особенностях деятельности профессионала, а также создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств и отношения к сфере профессиональной деятельности.