Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Информационно-образовательная среда

Информационно-образовательная среда (ИОС) является открытой педагогической системой, сформированной на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, гарантирующих безопасность и охрану здоровья участников образовательного процесса, обеспечивающих достижение целей основного общего образования, его высокое качество, личностное развитие обучающихся.

Основными компонентами ИОС образовательной организации являются:

- учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на государственном языке Российской Федерации (языке реализации основной образовательной программы основного общего образования), из расчета не менее одного учебника по учебному предмету обязательной части учебного плана на одного обучающегося;

- фонд дополнительной литературы (художественная и научно-популярная литература, справочно-библиографические и периодические издания);

- учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, модели, печатные, экранно-звуковые средства, мультимедийные средства);

- информационно-образовательные ресурсы Интернета, прошедшие в установленом порядке процедуру верификации и обеспечивающие доступ обучающихся к учебным материалам, в т.ч. к наследию отечественного кинематографа;

- информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

- технические средства, обеспечивающие функционирование информационно-образовательной среды;

- программные инструменты, обеспечивающие функционирование информационно-образовательной среды;

- служба технической поддержки функционирования информационно-образовательной среды.

ИОС образовательной организации предоставляет для участников образовательного процесса возможность:

- достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП ООО, в том числе адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- развития личности, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно-полезную деятельность, профессиональной пробы, практическую подготовку, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;

- формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

- формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников;

- включения обучающихся в процесс преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ, в том числе в качестве волонтеров;

- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной и общественной деятельности;

- формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

- использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся;

- обновления содержания программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;

- эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;

- эффективного управления организацией с использованием ИКТ, современных механизмов финансирования.

Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает:

- доступ к учебным планам, рабочим программам, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах посредством сайта (портала) образовательной организации: (указывается сайт (портал), где размещена соответствующая информация);

- формирование и хранение электронного портфолио обучающегося, в том числе его работ и оценок за эти работы;

- фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы основного общего образования;

- проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронные и (или) асинхронные взаимодействия посредством Интернета.

Электронная информационно-образовательная среда позволяет обучающимся осуществить:

- поиск и получение информации в локальной сети организации и Глобальной сети - Интернете в соответствии с учебной задачей;

- обработку информации для выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- размещение продуктов познавательной, исследовательской и творческой деятельности в сети образовательной организации и Интернете;

- выпуск школьных печатных изданий, радиопередач;

- участие в массовых мероприятиях (конференциях, собраниях, представлениях, праздниках), обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением.

В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной Сети как на территории организации, так и вне ее.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды требует соответвующих средств ИКТ и квалификации работников, ее использующих и поддерживающих.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды соответствует законодательству Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция).

Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция).

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция).

Приказ Минобрнауки России "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" от 23.08.2017 N 816.

Информационно-образовательная среда организации обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (указывается в случае реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ).

Характеристика информационно-образовательной среды образовательной организации по направлениям отражено в таблице (см. таблицу).

Таблица

Характеристика информационно-образовательной среды

N п/п

Компоненты информационно-образовательной среды

Наличие компонентов ИОС

Сроки создания условий в соответствии с требованиями ФГОС

(в случае полного или частично отсутствия обеспеченности)

1.

Учебники в печатной и (или) электронной форме по каждому предмету, курсу, модулю обязательной части учебного плана ООП ООО в расчете не менее одного экземпляра учебника по предмету обязательной части учебного плана на одного обучающегося

2.

Учебники в печатной и (или) электронной форме или учебные пособия по каждому учебному предмету, курсу, модулю, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана ООП ООО в расчете не менее одного экземпляра учебника по предмету обязательной части учебного плана на одного обучающегося

3.

Фонд дополнительной литературы художественной и научно-популярной, справочно-библиографических, периодических изданий, в том числе специальных изданий для обучающихся с ОВЗ

Окончание

N п/п

Компоненты информационно-образовательной среды

Наличие компонентов ИОС

Сроки создания условий в соответствии с требованиями ФГОС (в случае полного или частично отсутствия обеспеченности)

4.

Учебно-наглядные пособия (средства обучения):

-

натурный фонд (натуральные природные объекты, коллекции промышленных материалов, наборы для экспериментов, коллекции народных промыслов и др.);

-

модели разных видов;

-

печатные средства (демонстрационные: таблицы, репродукции портретов и картин, альбомы изобразительного материала и др.; раздаточные: дидактические карточки, пакеты-комплекты документальных материалов и др.);

-

экранно-звуковые (аудиокниги, фонохрестоматии, видеофильмы);

-

мультимедийные средства (электронные приложения к учебникам, аудиозаписи, видеофильмы, электронные медиалекции, тренажеры, и др.)

5.

Информационно-образовательные ресурсы Интернета (обеспечен доступ для всех участников образовательного процесса)

6.

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура

7.

Технические средства, обеспечивающие функционирование информационно-образовательной среды

8.

Программные инструменты, обеспечивающие функционирование информационно-образовательной среды

9.

Служба технической поддержки функционирования информационно-образовательной среды

Условия для функционирования информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.