Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Устройство и изготовление взрывозащищенных вентиляторов

III. Устройство и изготовление

взрывозащищенных вентиляторов

3.1. Конструкция вентиляторов должна соответствовать требованиям государственных стандартов, технических условий и технической документации.

3.2. Аэродинамические, акустические, вибрационные характеристики изготовленных вентиляторов должны соответствовать требованиям действующих нормативно-технических документов.

Среднее квадратичное значение виброскорости вентиляторов, независимо от вида балансировки рабочих колес и муфт, не должно превышать 6,3 мм/с.

Вибрационные и акустические характеристики вентиляторов проверяются в соответствии с требованиями государственных стандартов.

3.3. Радиальные вентиляторы изготавливаются по 1-му или 3-му конструктивным исполнениям; осевые вентиляторы - по 1-му и 2-му конструктивным исполнениям согласно приложению 1.

Радиальные вентиляторы могут изготавливаться правого и левого вращения и иметь различные положения корпуса в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Осевые вентиляторы могут изготавливаться правого и левого вращения.

3.4. Комплектующие изделия, входящие в состав вентиляторов, подлежат входному контролю в организации-изготовителе вентиляторов в соответствии с требованиями стандартов и нормативно-технических документов на данные изделия.

Взрывозащищенный двигатель является основным комплектующим изделием вентилятора и выбирается в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.

3.5. Конструкция вентиляторов должна обеспечивать взрывозащиту в номинальном режиме работы вентиляторов.

Элементы конструкции вентиляторов и вентиляционных систем изготавливаются в соответствии с требованиями государственных стандартов и строительных норм и правил.

3.6. Детали и узлы (корпуса, рабочие колеса, коллекторы) вентиляторов изготовляются из материалов, исключающих возможность их деформации и разрушения при транспортировании, монтаже и эксплуатации.

Для увеличения жесткости и прочности по сравнению с вентиляторами общего назначения следует использовать металл повышенной прочности или конструктивные элементы, повышающие жесткость.

Коэффициент запаса статической прочности рабочих колес вентиляторов определяется в пределах 1,3 - 2,0.

Рабочие колеса необходимо испытывать при частоте вращения, превышающей на 10 - 20% номинальную.

3.7. В радиальных вентиляторах из разнородных металлов на коллекторе со стороны рабочего колеса необходимо устанавливать кольцо из неискрящего материала (латунь, пластмасса электропроводящая и т.п.), соединенное с ним неразъемным соединением (клепка, сварка, приклеивание и т.п.).

Кольцо должно выступать от торца коллектора на величину зазора между рабочим колесом и коллектором, но не менее чем на 3 мм.

В осевых вентиляторах из разнородных металлов проточная часть корпуса в зоне вращения рабочего колеса или концы лопаток рабочего колеса изготавливаются из неискрящего материала (латунь, пластмасса электропроводящая и т.п.)

3.8. Не рекомендуется в осевых вентиляторах использовать рабочие колеса с поворотными лопатками.

3.9. В вентиляторах с покрытием проточной части электропроводящим полимером детали и узлы под покрытие не должны иметь острых кромок, углов и заусенцев.

3.10. Для вентиляторов технологического назначения с неповоротным корпусом в нижней части корпуса для слива конденсата предусматривается сливной патрубок (штуцер) с герметически закрывающейся пробкой или другим запорным устройством.

3.11. На вентиляторах устанавливается заземляющий зажим и знак заземления, выполненные в соответствии с требованиями государственных стандартов.

3.12. Рабочие колеса подлежат динамической балансировке. Допустимая остаточная неуравновешенность рабочих колес после балансировки не должна превышать значений, установленных государственными стандартами.

При изготовлении вентиляторов с покрытиями проточной части балансировку колес необходимо осуществлять до нанесения покрытий. При использовании полимерных покрытий толщиной более 0,4 мм необходимо дополнительно проверять рабочие колеса на дисбаланс после нанесения покрытий.

3.13. Для жестких валов вентиляторов устанавливаются критическая частота вращения выше номинальной не менее чем на 30%.

3.14. Для осмотра и чистки внутренней поверхности корпуса и рабочего колеса вентиляторов от N 10 и выше предусматривается установка в корпусе герметически закрывающегося люка размерами не менее 200 x 300 мм.

3.15. Для предотвращения утечек перемещаемой взрывоопасной смеси на задней стенке корпуса вентилятора из разнородных металлов с наружной стороны, в месте прохода вала, необходимо устанавливать накладку из латуни или другого неискрящего материала (пластмасса, паронит, резина и т.п.), соответствующего условиям эксплуатации. Крепление накладки рекомендуется осуществлять самонарезными шурупами из неискрящего материала.

3.16. В вентиляторах среднего давления в месте прохода вала устанавливается манжетное уплотнение.

3.17. В вентиляторах высокого давления устанавливается бесконтактное лабиринтное уплотнение, при этом для отсоса газа устанавливается обводной трубопровод, ведущий от корпуса лабиринтного уплотнения к коллектору, или дополнительные пазы в ступице рабочего колеса; с тыльной стороны заднего диска рабочего колеса устанавливают лопатки для отсоса газа от лабиринтного уплотнения.

В лабиринтном уплотнении предусматривается отверстие для установки приспособления контроля температуры нагрева. Лабиринтное уплотнение выполняется из неискрящих материалов (латунь, бронза и др.).

3.18. Для промежуточных валов вентиляторов 3-й конструктивной схемы необходимо использовать только подшипники качения, со сроком службы не менее 40000 часов.

3.19. Подшипники следует защищать от попадания пыли и грязи.

Для предотвращения утечки смазки соединение крышек с корпусом подшипника выполняется герметичным.

3.20. В корпусах подшипников предусматриваются отверстия для установки датчиков контроля температуры подшипников.

3.21. При хранении вентиляторов более одного года со дня отгрузки с завода-изготовителя подшипники осматривают при снятых крышках и проверяют наличие смазки, которая по количеству должна заполнять 2/3 объема подшипникового узла.

3.22. Конструкция крепления двигателей и корпусов подшипников должна исключать возможность их смещения в любом направлении.

3.23. В конструкциях вентиляторов предусматриваются устройства для отвода статического электричества.

3.24. При использовании полимерных материалов в вентиляторах для отвода статического электричества в пластмассу следует вводить электропроводящие наполнители, наносить электропроводящие покрытия, заземлять все части вентиляторов и т.д.

3.25. В конструкциях вентиляторов 3-й конструктивной схемы предусматривается токосъемник для отвода статического электричества с вала рабочего колеса с помощью 2-х медно-графитовых щеток, плотно прилегающих к поверхности вала и заземленных медными гибкими проводниками.

3.26. Детали из пластмасс выбираются при разработке проектно-конструкторской документации.

Вздутия, трещины, утяжины, пористость, коробления, расслоения на деталях из пластмасс не допускаются.

3.27. При сварке деталей и узлов вентиляторов сварные швы выполняются в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на вентиляторы, а также государственных стандартов.

3.28. При сборке ходовой части рабочих колес их крепление должно исключать прокручивание относительно вала и перемещение в осевом направлении.

3.29. Осевой и радиальный зазоры между рабочим колесом и входным патрубком - для радиальных вентиляторов, рабочим колесом и корпусом - для осевых вентиляторов должны составлять не менее 0,01 от диаметра рабочего колеса во всех точках окружности (приложение 2).

3.30. Все резьбовые соединения деталей и узлов вентиляторов необходимо предохранять от самоотвинчивания в процессе эксплуатации.

3.31. Рабочие колеса или наружные поверхности коллекторов или фланцев вентиляторов, муфты и оградительные устройства окрашиваются в сигнальные цвета в соответствии с требованиями государственных стандартов.

3.32. Направление вращения рабочего колеса вентилятора указывается стрелкой на корпусе вентилятора со стороны всасывания.

При необходимости транспортирования вентилятора в разобранном виде стрелки наносятся на корпус вентилятора и на рабочее колесо.

Способ нанесения стрелок должен обеспечивать их сохранность.

3.33. Вентиляторы, изготавливаемые для размещения во взрывоопасных зонах классов В-1, В-1а, В-1б, должны быть укомплектованы виброизоляторами во взрывозащищенном исполнении.

3.34. Комплектация вентиляторов направляющими аппаратами осуществляется в соответствии с технической документацией.

3.35. Вентиляторы укомплектовываются взрывозащищенными электродвигателями с требуемым уровнем взрывозащиты согласно требованиям правил устройства электроустановок.

В случае размещения вентиляторов в помещениях с химически активной, влажной или пыльной средой двигатели должны быть защищены от воздействия данной среды.

3.36. При заказе на разработку и изготовление вентиляторов заказчик выдает заявку с перечнем технических требований.

Рекомендованный перечень технических требований приведен в приложении 3.

3.37. Вентиляторы оснащаются устройствами для строповки в соответствии с требованиями технической документации. Эти устройства, а также схемы строповки указываются в техдокументации, поставляемой вместе с вентилятором, в том числе для условий раздельного транспортирования рабочего колеса.

3.38. На корпусе вентилятора устанавливается защищенная от коррозии табличка, включающая маркировку:

- товарный знак или наименование организации-изготовителя;

- тип и индекс вентилятора;

- заводской номер;

- массу;

- мощность электродвигателя, напряжение и частоту вращения;

- год выпуска;

- номер технических условий или чертежа.

3.39. Изготовленные и испытанные вентиляторы (или их узлы) и техническая документация на них подлежат консервации и (или) упаковке, обеспечивающей сохранность изделия и документации во время транспортирования и хранения в соответствующих климатических зонах.