См. Методические рекомендации утв. Минобрнауки России 29.12.2023.

1.1. Концептуально-ценностные основания и принципы организации воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования

В данном подразделе необходимо описать базовые ценности и принципы организации воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования.

Ценности как нравственные, моральные установки, традиции и убеждения являются фундаментом понимания сущности человека, его развития и бытия. В системе философского знания высшие ценности - ценность жизни и ценность человека как главный смысл человечества, заключающийся в том, чтобы жить и созидать. В соответствии со ст. 2 Конституции: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Приоритетной задачей государственной политики в Российской Федерации является формирование стройной системы национальных ценностей, пронизывающей все уровни образования.

При разработке Рабочей программы воспитания, Календарного плана воспитательной работы и содержания воспитательной деятельности следует руководствоваться положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1>, в которой определены следующие традиционные духовно-нравственные ценности:

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (с изменениями от 6 марта 2018 г.).

- приоритет духовного над материальным;

- защита человеческой жизни, прав и свобод человека;

- семья, созидательный труд, служение Отечеству;

- нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм;

- историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

При организации воспитательной деятельности и реализации Рабочей программы воспитания в ООВО следует руководствоваться принципами:

- системности и целостности, учета единства и взаимодействия составных частей воспитательной системы ООВО (содержательной, процессуальной и организационной);

- природосообразности (как учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей личности и зоны ближайшего развития), приоритета ценности здоровья участников образовательных отношений, социально-психологической поддержки личности и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- культуросообразности образовательной среды, ценностно-смыслового наполнения содержания воспитательной системы и организационной культуры ООВО, гуманизации воспитательного процесса;

- субъект-субъектного взаимодействия в системах "обучающийся - обучающийся", "обучающийся - академическая группа", "обучающийся - преподаватель", "преподаватель - академическая группа";

- приоритета инициативности, самостоятельности, самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, социального партнерства в совместной деятельности участников образовательного и воспитательного процессов;

- соуправления как сочетания административного управления и студенческого самоуправления, самостоятельности выбора вариантов направлений воспитательной деятельности (в зависимости от традиций ООВО, его специфики, отраслевой принадлежности и др.);

- информированности, полноты информации, информационного обмена, учета единства и взаимодействия прямой и обратной связи.

Приведенные выше принципы организации воспитательной деятельности согласуются с методологическими подходами к организации воспитательной деятельности в ООВО.