См. Методические рекомендации утв. Минобрнауки России 29.12.2023.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации адресованы организаторам воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования (далее - ООВО), предназначены для оказания им помощи в практической деятельности по разработке Рабочих программ воспитания и Календарного плана воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы являются частью основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП), разрабатываемой и реализуемой в соответствии с действующим федеральным образовательным стандартом (далее - ФГОС).

Во исполнение положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" ООВО необходимо иметь:

- Рабочую программу воспитания в образовательной организации высшего образования (определяет комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной деятельности);

- Рабочие программы воспитания как часть основных образовательных программ (ОПОП), реализуемых ООВО (разрабатывается на период реализации образовательной программы и определяет комплекс ключевых характеристик системы воспитательной работы ООВО (принципы, методологические подходы, цель, задачи, направления, формы, средства и методы воспитания, планируемые результаты и др.));

- Календарный план воспитательной работы образовательной организации высшего образования, конкретизирующий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией и (или) в которых субъекты воспитательного процесса принимают участие.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте, видимо, допущена опечатка: в ФЗ от 31.07.2020 N 304-ФЗ п. 9 ст. 2 отсутствует, имеется в виду пп. "б" п. 1 ст. 1.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" "образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". Формы аттестации не относятся к мониторингу и оценке воспитательных результатов обучающихся. На усмотрение ООВО может проводиться внутренний мониторинг качества системы воспитательной работы ООВО и условий реализации рабочей программы воспитания, в том числе календарного плана воспитательной работы.

Структура данных методических рекомендаций соответствует структуре Примерной рабочей программы воспитания и Примерного календарного плана воспитательной работы.

В первом разделе представлены пояснения по разработке Раздела 1 Примерной рабочей программы воспитания "Общие положения", включающего следующие подразделы:

- Концептуально-ценностные основания и принципы организации воспитательного процесса в ООВО;

- Методологические подходы к организации воспитательной деятельности в ООВО;

- Цель и задачи воспитательной работы в ООВО.

Во втором разделе представлены разъяснения по разработке Раздела 2 Примерной рабочей программы воспитания "Содержание и условия реализации воспитательной работы в ООВО", включающего следующие подразделы:

- Воспитывающая (воспитательная) среда ООВО (Воспитывающая (воспитательная) среда в системе образовательных сред; Применение образовательных технологий в офлайн и онлайн-форматах образовательного и воспитательного процессов);

- Примерные направления воспитательной деятельности и воспитательной работы;

- Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе ООВО (проектная деятельность; добровольческая (волонтерская) деятельность и примерные направления добровольчества; учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность; социокультурная, творческая, досуговая деятельность; студенческое международное сотрудничество; деятельность студенческих объединений; деятельность по организации и проведению значимых событий и мероприятий; вовлечение обучающихся в профориентационную деятельность; вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность);

- Формы и методы воспитательной работы в ООВО;

- Ресурсное обеспечение реализации воспитательной деятельности в ООВО (нормативно-правовое обеспечение; кадровое обеспечение; финансовое обеспечение; информационное обеспечение; научно-методическое и учебно-методическое обеспечение; материально-техническое обеспечение);

- Инфраструктура ООВО, обеспечивающая реализацию рабочей программы воспитания;

- Социокультурное пространство. Сетевое взаимодействие с организациями, социальными институтами и субъектами воспитания.

В третьем разделе представлены пояснения по разработке Раздела 3 Примерной рабочей программы воспитания "Управление воспитательной работой в ООВО и мониторинг качества организации воспитательной деятельности", включающего следующие подразделы:

- Воспитательная система и управление системой воспитательной работой в ООВО (Воспитательная система ООВО; Анализ итогов воспитательной работы в ООВО за учебный год; Планирование воспитательной работы в ООВО на учебный год. Примерный календарный план воспитательной работы в ООВО; Организация воспитательной работы в ООВО; Регулирование воспитательной работы в ООВО; Контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной работе в ООВО);

- Студенческое самоуправление (соуправление) в ООВО;

- Мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ООВО: ключевые показатели эффективности и критерии качества.

При разработке и содержательном наполнении Рабочей программы воспитания в образовательной организации высшего образования рекомендуется опираться на результаты деятельности ведущих научных школ со значимой исследовательской генерацией и осуществляющей научные исследования в области методологии и теории воспитания, методологии и теории управления образовательными системами и образовательной организацией, повышения квалификации и переподготовки работников образования в контексте воспитательной деятельности и управления образовательными системами (например, научную школу Л.И. Новиковой "Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи"; научную школу Т.И. Шамовой "Управление образовательными системами" и других научных школ России и региона, в котором расположена ООВО).

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3.2.4.3.3, п. 3.2.4.3.3.1, а не часть 2.4.3.3, п. 2.4.3.3.1.

Данные методические рекомендации соответствуют части 2.4.3.3. "Производственно-практические издания" п. 2.4.3.3.1. "Инструктивно-методическое издание" ГОСТ 7.60-2003 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения".