См. Методические рекомендации утв. Минобрнауки России 29.12.2023.

3.1. Воспитательная система и управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования

В данном подразделе рекомендуется охарактеризовать:

- воспитательную систему ООВО;

- систему воспитательной работы ООВО;

- управление системой воспитательной работы в ООВО как процесс, включающий последовательность управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль и регулирование).

Поясняем, что воспитательная система ООВО представляет собой целостный комплекс воспитательных целей и задач, кадровых ресурсов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, и отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса. Для воспитательной системы характерно неразрывное единство с воспитывающей средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.

Подсистемами воспитательной системы являются:

- воспитательный процесс как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности обучающегося ООВО, реализуемая во взаимодействии преподавателей/организаторов воспитательной деятельности и обучающихся;

- система воспитательной работы, которая охватывает блок деятельности и может реализоваться через участие обучающихся ООВО в комплексе мероприятий, событий, дел, акций и др., адекватных поставленной цели;

- студенческое самоуправление как открытая система;

- коллектив ООВО как открытая система.

Основным инструментом управления воспитательной работой в ООВО является Рабочая программа воспитательной деятельности и План воспитательной работы на учебный год.

Основными функциями управления системой воспитательной работы в ООВО выступают:

- анализ итогов воспитательной работы в ООВО за учебный год;

- планирование воспитательной работы по организации воспитательной деятельности в ООВО на учебный год, включая Календарный план воспитательной работы на учебный год (см. Приложение);

- организация воспитательной работы в ООВО;

- контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной работе в ООВО (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ООВО);

- регулирование воспитательной работы в ООВО.

При разработке и содержательном наполнении данного подраздела рекомендуется опираться на результаты деятельности ведущих научных школ России и региона, в котором расположена ООВО. Например, ведущими научными школами со значимой исследовательской генерацией и осуществляющей научные исследования в области методологии и теории воспитания, методологии и теории управления образовательными системами и образовательной организацией, повышения квалификации и переподготовки работников образования в контексте воспитательной деятельности и управления образовательными системами являются:

- научная школа Л.И. Новиковой "Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи";

- научная школа Т.И. Шамовой "Управление образовательными системами".