3.1. Воспитательная система и управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
В данном подразделе рекомендуется охарактеризовать:
- воспитательную систему ООВО;
- систему воспитательной работы ООВО;
- управление системой воспитательной работы в ООВО как процесс, включающий последовательность управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль и регулирование).
Поясняем, что воспитательная система ООВО представляет собой целостный комплекс воспитательных целей и задач, кадровых ресурсов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, и отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса. Для воспитательной системы характерно неразрывное единство с воспитывающей средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.
Подсистемами воспитательной системы являются:
- воспитательный процесс как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности обучающегося ООВО, реализуемая во взаимодействии преподавателей/организаторов воспитательной деятельности и обучающихся;
- система воспитательной работы, которая охватывает блок деятельности и может реализоваться через участие обучающихся ООВО в комплексе мероприятий, событий, дел, акций и др., адекватных поставленной цели;
- студенческое самоуправление как открытая система;
- коллектив ООВО как открытая система.
Основным инструментом управления воспитательной работой в ООВО является Рабочая программа воспитательной деятельности и План воспитательной работы на учебный год.
Основными функциями управления системой воспитательной работы в ООВО выступают:
- анализ итогов воспитательной работы в ООВО за учебный год;
- планирование воспитательной работы по организации воспитательной деятельности в ООВО на учебный год, включая Календарный план воспитательной работы на учебный год (см. Приложение);
- организация воспитательной работы в ООВО;
- контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной работе в ООВО (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ООВО);
- регулирование воспитательной работы в ООВО.
При разработке и содержательном наполнении данного подраздела рекомендуется опираться на результаты деятельности ведущих научных школ России и региона, в котором расположена ООВО. Например, ведущими научными школами со значимой исследовательской генерацией и осуществляющей научные исследования в области методологии и теории воспитания, методологии и теории управления образовательными системами и образовательной организацией, повышения квалификации и переподготовки работников образования в контексте воспитательной деятельности и управления образовательными системами являются:
- научная школа Л.И. Новиковой "Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи";
- научная школа Т.И. Шамовой "Управление образовательными системами".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей