См. Методические рекомендации утв. Минобрнауки России 29.12.2023.

2.4. Формы и методы воспитательной работы в образовательной организации высшего образования

В данном подразделе приводятся примеры форм и методов работы, которые преподаватели/организаторы воспитательной деятельности могут применять в воспитательном процессе, дополняя свой профессионально-технический арсенал.

Формы организации воспитательной работы:

- по количеству участников - индивидуальные (субъект-субъектное взаимодействие в системе преподаватель-обучающийся); групповые (творческие коллективы, спортивные команды, клубы, кружки по интересам и т.д.), массовые (фестивали, олимпиады, праздники, субботники и т.д.);

- по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательным возможностям - мероприятия, дела, игры;

- по времени проведения - кратковременные, продолжительные, традиционные;

- по видам деятельности - трудовые, спортивные, художественные, научные, общественные и др.;

- по результату воспитательной работы - социально значимый результат, информационный обмен, выработка решения.

Таблица 3. Методы воспитательной работы

Методы формирования сознания личности

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы мотивации деятельности и поведения

беседа, диспут, внушение, инструктаж, контроль, объяснение, пример, разъяснение, рассказ, самоконтроль, совет, убеждение и др.

задание, общественное мнение, педагогическое требование, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, тренинг, упражнение, и др.

одобрение, поощрение социальной активности, порицание, создание ситуаций успеха, создание ситуаций для эмоционально-нравственных переживаний, соревнование и др.