Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

Врезка 5. Бюджетная политика в 2022 - 2025 годах

ВРЕЗКА 5.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В 2022 - 2025 ГОДАХ

Бюджетная политика в данный период будет формироваться в условиях санкционных ограничений, значительного спада и посткризисного восстановления экономики России. Она будет направлена на поддержку и структурную трансформацию российской экономики.

В условиях ограничений стало невозможным проведение операций по бюджетному правилу в части покупки/продажи ключевых резервных валют в размере дополнительных/выпадающих нефтегазовых доходов (НГД). Кроме того, возникла необходимость существенного смягчения бюджетной политики и превышения расходами предельного уровня, определенного параметрами бюджетного правила. В результате действие отдельных положений бюджетного правила, связанных с использованием дополнительных нефтегазовых доходов и планированием предельного объема расходов федерального бюджета, было приостановлено.

В настоящее время обсуждаются различные варианты модификации бюджетного правила: в частности, изучается пересмотр уровня структурного первичного дефицита, а также базовых НГД с учетом изменения структурных параметров мирового рынка нефти и санкционных ограничений против России.

Кроме того, Минфин России прорабатывает возможность реализации операционного механизма бюджетного правила по пополнению/расходованию средств ФНБ в валютах дружественных стран. В случае его принятия бюджетное правило вновь сможет контрциклически воздействовать на курс рубля. В 2022 году в условиях значительного негативного влияния санкционных ограничений вместо планировавшегося ранее завершения фискальной консолидации 2021 - 2022 годов бюджетная политика вновь станет стимулирующей. Минфин России повысил плановый объем расходов федерального бюджета более чем на 5 трлн рублей (относительно параметров Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ <1>). С 2023 года в условиях обновленных параметров бюджетного правила начнется переходный период фискальной консолидации с завершением в 2025 году. В рамках переходного периода консолидации будут постепенно перестраиваться параметры федерального бюджета в части уровня базовых НГД. Длительность периода действия более мягких параметров бюджетной политики (в сравнении с бюджетным правилом) продиктована необходимостью финансирования мероприятий, направленных на поддержку структурной трансформации экономики. В этих же целях в течение 2022 - 2025 годов ожидается значительный объем инвестирования средств ФНБ во внутрироссийские проекты (часть этих операций была проведена в январе - августе 2022 года).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".

Повышение планируемых расходов преимущественно связано с мерами по поддержке населения, бизнеса и рынка труда, включая программы льготного и субсидируемого кредитования, а также дополнительными средствами на выплаты ежемесячных пособий на детей (0,4 трлн рублей <2>). Кроме того, увеличение расходов бюджета в 2022 - 2024 годах связано с повышенным уровнем инфляции в 2022 - 2023 годах, для минимизации последствий которого Правительство Российской Федерации провело внеплановые индексации социальных трансфертов в июне 2022 года и скорректировало плановые индексации в 2023 году.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 630, распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2022 N 887-р.

Ужесточение санкционного режима и ухудшение конъюнктуры долгового рынка привели к длительной приостановке аукционов Минфина России по размещению ОФЗ после февраля 2022 года с возвратом на долговой рынок в сентябре 2022 года и отмене аукционов по размещению еврооблигаций. В 2023 - 2024 годах Минфин России будет активизировать свое участие на рынке ОФЗ, однако масштаб привлечений ожидается ниже уровней, установленных Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ в целях ограничения негативного влияния на конъюнктуру долгового рынка. Основным источником финансирования дефицита бюджета и погашений по долгу будут средства ФНБ и иные ликвидные остатки средств бюджета на счетах в банковской системе, значительный объем которых будет достаточен для финансирования всех обязательств в 2022 - 2025 годах.

Ухудшение деловой и потребительской активности в 2022 - 2023 годах несет риски для поступлений ненефтегазовых доходов (ННГД). В 2022 году выпадающие поступления по ННГД (в особенности по поступлениям, связанным с потреблением и импортом) могут быть частично компенсированы дивидендами ПАО Газпром (0,6 трлн рублей), иными мерами по повышению собираемости ННГД, а также высоким объемом НГД. Поступление НГД окажется выше за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на рынках углеводородов и отдельных мер в нефтегазовой сфере <3>. Временную поддержку бизнесу окажет перераспределение поступлений по социальным страховым взносам с 2022 на 2023 год.

--------------------------------

<3> Разовое повышение ставки НДПИ в 2022 году: +1,2 трлн рублей, расширение действия НДД на отдельные месторождения (до 0,2 трлн рублей суммарно за 2023 - 2027 годы).

Банк России будет учитывать влияние бюджетной политики как с позиции инфляционных рисков, так и с точки зрения воздействия на денежно-кредитные условия и ликвидность банковского сектора.