IV. Новые жилищные возможности

Общая площадь жилищного фонда в Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2021 года составила 4,04 млрд. кв. метров, из которых площадь жилых помещений в многоквартирных домах - 2,5 млрд. кв. метров. На одного человека приходится 27,8 кв. метра.

Совокупный объем ввода жилья на территории Российской Федерации в период с 2011 по 2021 годы составил 859,9 млн. кв. метров. По итогам 2021 года объем ввода жилья составил 92,6 млн. кв. метров, в том числе многоквартирных домов 43,5 млн. кв. метров, индивидуальных жилых домов 49,1 млн. кв. метров.

В советский период осуществлялось преимущественно строительство многоквартирного жилья, доля индивидуальных жилых домов в общем объеме вводимого жилья не превышала 12 процентов. Рост объемов индивидуального жилищного строительства начался в 1990-х годах и в 2021 году достиг максимума в 53 процента. Рост доли индивидуального жилья в общем объеме вводимого жилья обусловлен повышением его привлекательности для населения и упрощением административных процедур, связанных со строительством и постановкой на государственный кадастровый учет объектов индивидуального жилищного строительства.

В целях полного исключения возможности появления новых обманутых дольщиков в 2020 году завершена масштабная реформа законодательства Российской Федерации в сфере долевого строительства и обеспечен переход на проектное финансирование с использованием счетов эскроу. На конец 2021 года почти 74 млн. кв. метров жилья (около 77 процентов всего жилья, строящегося на основе долевого участия) строилось с использованием счетов эскроу, а объем введенного жилья, построенного с использованием счетов эскроу, в 2021 году увеличился по сравнению с 2020 годом в 3 раза и составил 16 млн. кв. метров (2132 дома).

Стратегическими целями являются:

обеспечение доступности приобретения, строительства или аренды жилья не менее чем двум третям (67 процентов) граждан страны;

ввод более 1 млрд. кв. метров жилья (за период 2021 - 2030 годов), в том числе многоквартирных домов не менее 550 млн. кв. метров, индивидуальных жилых домов не менее 450 млн. кв. метров, и формирование основы для дальнейшего развития жилищного строительства.

Вызовами являются:

около двух третей граждан хотят улучшить жилищные условия, однако финансовые возможности и инструменты для приобретения жилья ограничены;

несоответствие жилищных условий и городской инфраструктуры растущим запросам граждан относительно уровня комфорта, экологичности и безопасности жилья;

неэффективное использование территорий, на которых возможно жилищное строительство;

сложности с изъятием неэффективно используемых земельных участков, отсутствие свободных участков под застройку в центральных районах городов;

монополизированный рынок обеспечения застраиваемых территорий объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в застроенных районах в основном отсутствуют резервы мощностей для нового строительства, на вновь застраиваемых территориях наблюдается полное отсутствие коммуникаций, сроки ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры не синхронизированы со сроками строительства домов;

действующие меры поддержки спроса и предложения недостаточно эффективны в отдельных регионах страны в связи со значительными различиями в структуре себестоимости жилищного строительства, инфраструктурной обеспеченности территорий и уровне платежеспособности населения;

для обеспечения строительства в 2021 - 2030 годах 1 млрд. кв. метров жилья необходимо около 86 трлн. рублей. Достижение национальной цели по увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год невозможно без обеспечения устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов населения в соответствии с базовым сценарием социально-экономического развития Российской Федерации (на 25 процентов за 2021 - 2030 годы).

Предусмотрены следующие мероприятия:

приоритетное применение механизмов комплексного развития территорий;

осуществление эффективного территориального планирования и градостроительного зонирования в целях сбалансированного пространственного развития городских агломераций и возрождения малых форм расселения;

синхронизация инвестиционных программ естественных монополий с планами жилищного строительства;

обеспечение территорий под жилищное строительство необходимой социальной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в том числе с использованием финансовых инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню";

вовлечение в оборот земельных участков в объеме, необходимом для достижения национальной цели по увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год;

развитие рынка ипотечного кредитования, в том числе за счет льготных ипотечных программ, направленных на поддержку отдельных категорий граждан (семьи с детьми, молодые профессионалы и др.);

развитие индивидуального жилищного строительства, в том числе в рамках реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Мой частный дом";

восстановление прав всех обманутых граждан - участников долевого строительства;

реализация новой программы расселения;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

активное формирование и развитие рынка арендного жилья;

совершенствование подходов к применению мер поддержки жилищного строительства, в том числе с учетом особенностей отдельных субъектов Российской Федерации.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

обеспечено ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей;

достигнуты объемы ввода жилья в размере не менее 120 млн. кв. метров ежегодно;

более чем на 20 процентов обновлен жилищный фонд к 2030 году;

достигнута обеспеченность населения жильем на уровне не менее 33,3 кв. метра на 1 человека к 2030 году;

обеспечен объем многоквартирных домов, находящихся в стадии строительства, в размере не менее 140 млн. кв. метров;

созданы условия для ускоренной ликвидации накопившейся очереди отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществлен переход на обеспечение их жильем в плановом порядке;

восстановлены права всех обманутых граждан - участников долевого строительства;

обеспечено превышение ежегодного объема расселения над ежегодным объемом признания жилья аварийным;

увеличены объемы индивидуального жилищного строительства, в том числе индустриальным способом;

увеличение доли жилья, строящегося с применением мер поддержки спроса и предложения на жилье.