См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

2.2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 - 2025 годы разработаны на основании соответствующего базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ (далее - базовый прогноз).

Рост спроса на нероссийскую нефть со стороны ряда стран (на фоне введения в США запрета на поставки российской нефти и введения в ЕС с декабря 2022 года нефтяного эмбарго) в совокупности с решением ОПЕК+ о сдержанном повышении добычи нефти, не обеспечивающим полного замещения выпадающих российских поставок, привели к существенному росту сырьевых котировок в первой половине 2022 года. Ожидается, что до конца года цены на нефть останутся на повышенном уровне (даже несмотря на то, что сырьевые товары российского экспорта торгуются с дисконтом к мировым ценам) и по итогам 2022 года составят 80,0 $/барр. По мере трансформации мирового энергетического рынка (замещение недружественными странами поставок российской нефти и перенаправление российского энергетического экспорта в нейтральные страны), а также учитывая поступательное замедление мировой экономики, в дальнейшем ожидается постепенное снижение цен на нефть до ~65 $/барр. к 2025 году.

Курс рубля по итогам 2022 года прогнозируется на уровне 68,1 рублей за доллар США. Прогноз предполагает постепенное смягчение Банком России беспрецедентных ограничений на движение капитала, введенных в феврале - марте 2022 года. В 2023 - 2025 годах курсовая динамика сложится на уровне 68 - 72 рублей за доллар США. В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным.

Несмотря на кардинальное изменение внешних условий функционирования, благодаря реализации широкомасштабного антикризисного пакета мер государственной поддержки снижение российской экономики прогнозируется значительно более сдержанным, чем предполагали первоначальные оценки и масштаб внешнего шока. В условиях вынужденного разрыва ряда производственных процессов и сокращения внутреннего спроса (как потребительского, так и инвестиционного) темп роста ВВП по итогам 2022 года снизится на умеренные 2,9%. По мере исчерпания шоков спроса и предложения ожидается, что спад экономики замедлится до 0,8% в 2023 году. В 2024 - 2025 годах, в ходе адаптации к происходящим структурным изменениям (переориентация логистических маршрутов, развитие компенсирующих и новых технологий, перестройка процесса производства, ребалансировка значимости и размеров отраслей, подстройка рынка труда), прогнозируется восстановительный рост (+2,6% ежегодно).

На фоне улучшения экономической активности в 2023 году ожидается рост реальных заработных плат (+2,6% после -2,0% в 2022 году) и реальных располагаемых доходов населения (+1,6% после -2,2% годом ранее). В 2024 - 2025 годах дополнительная адаптация рынка труда к структурным изменениям в экономике (уровень безработицы опустится с 4,4% в 2023 году до 4,3% и 4,1% соответственно) будет способствовать выходу показателей уровня жизни населения на траекторию устойчивого роста (2,9% и 2,8% соответственно - реальные заработные платы; 2,8% и 2,5% соответственно - реальные располагаемые доходы населения).

Действие импортных санкций и ограниченные возможности по оперативной переориентации поставок, приостановка ряда международных инвестиционных проектов, а также высокий уровень экономической неопределенности приведут к сокращению инвестиций в 2022 - 2023 году на 2,0% и 1,0% соответственно. В дальнейшем инвестиционная активность продемонстрирует восстановительный рост (+3,9% и +3,7% в 2024 - 2025 годах соответственно), однако не преодолеет докризисного уровня, в том числе из-за технологических ограничений и сворачивания крупных экспортно-ориентированных проектов, что лишь частично компенсируется менее масштабными инвестициями в импортозамещающие производства.

В условиях импортных ограничений и перестройки производственно-логистических цепочек ожидается, что сжатие предложения будет более серьезным, чем сокращение спроса. Это создаст повышенное инфляционное давление на протяжении 2022 - 2023 годов (12,4% и 5,5% соответственно). В дальнейшем проведение ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики приведет к возвращению инфляции к целевому ориентиру в 4%.

Таблица 2.2.1. Основные параметры базового прогноза СЭР

Показатель

2022

2023

2024

2025

Цена на нефть марки "Юралс", $/барр.

80,0

70,1

67,5

65,0

Курс доллара США к рублю

68,1

68,3

70,9

72,2

ВВП, трлн руб.

146,1

149,9

159,7

170,6

Темп роста ВВП, % г/г

-2,9

-0,8

2,6

2,6

Инвестиции в основной капитал, % г/г

-2,0

-1,0

3,9

3,7

Реальные располагаемые доходы, % г/г

-2,2

1,6

2,8

2,5

ИПЦ, на конец года

12,4

5,5

4,0

4,0

Экспорт товаров, млрд $

578,6

529,0

522,0

530,4

Импорт товаров, млрд $

276,2

303,3

317,5

330,3