2. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВКЛЮЧЕНИЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - федеральный регистр) создан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" с целью обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в Российской Федерации, а также реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В рамках ведения федерального регистра обеспечивается контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями и гражданами <5>. Основными принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре <6>.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 904 (ред. от 26.03.2018) "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 04.12.2000, N 49, ст. 4826.

<6> Приказ Минюста России от 20.08.2013 N 144 (ред. от 01.06.2017) "Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29854).

Федеральный регистр ведется в электронном виде с использованием подсистемы "Нормативные правовые акты Российской Федерации" Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации.

Основным критерием включения правового акта в федеральный регистр является его нормативность, поэтому ведение федерального регистра включает в себя юридическую обработку правового акта, важным этапом которой является определение нормативности акта, на основании чего принимается решение о необходимости включения акта в федеральный регистр и проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

При определении нормативности правового акта рекомендуется руководствоваться признаками нормативности, установленными пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (см. часть 1, стр. 6).

Правовые акты, подлежащие включению в федеральный регистр, условно можно разделить на две группы:

1) нормативные правовые акты органов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемые в форме законов - конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации;

2) нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, которые имеют подзаконную природу.

В федеральный регистр включаются нормативные правовые акты, принятые в установленном порядке управомоченным (т.е. в пределах, предоставленных ему полномочий) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 184-ФЗ, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона N 184-ФЗ установлен перечень основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым отнесено:

- принятие конституции (устава) субъекта Российской Федерации и поправок к конституции (если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации (к уставу);

- осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации (в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации) и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом N 184-ФЗ (пункт 1 статьи 5) установлен перечень вопросов, регулирование которых осуществляется исключительно путем принятия закона субъекта Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации подлежат обязательному включению в федеральный регистр.

Законом субъекта Российской Федерации утверждаются:

- бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

Примеры 1:

Областной закон Ленинградской области от 20.12.2018 N 130-оз

"Об областном бюджете Ленинградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"

В практике встречаются случаи утверждения законом о бюджете ряда других правовых актов в виде приложений к закону (методик, регламентов, программ и др.)

Пример 2:

Закон Московской области от 12.12.2018 N 216/2018-ОЗ

"О бюджете Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"

(вместе с "Дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) Московской области от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Московской области из бюджета Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов; дополнительные нормативы отчислений в бюджеты городских поселений (включая городские округа), сельских поселений Московской области от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Московской области из бюджета Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов; нормативы отчислений в бюджет Московской области от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации", "Нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов), городских поселений Московской области от доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих распределению в консолидированный бюджет Московской области, на 2019 год", "Нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов), городских поселений Московской области от доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих распределению в консолидированный бюджет Московской области, на плановый период 2020 и 2021 годов", "Нормативами распределения доходов бюджета Московской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", "Перечнем главных администраторов доходов бюджета Московской области", "Перечнем главных администраторов доходов бюджетов муниципальных образований Московской области", "Перечнем главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Московской области", "Методикой определения прогноза налогового потенциала, расчетных доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов Московской области и расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Московской области по полномочиям муниципальных районов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", "Методикой определения прогноза налогового потенциала, расчетных доходов бюджетов городских поселений и городских округов Московской области и расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов городских поселений и городских округов Московской области по вопросам местного значения, относящимся к полномочиям городских поселений, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", "Методикой определения прогноза налогового потенциала, расчетных доходов бюджетов сельских поселений Московской области и расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов сельских поселений Московской области по вопросам местного значения, относящимся к полномочиям сельских поселений, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", "Программой государственных внутренних заимствований Московской области на 2019 год", "Программой государственных внутренних заимствований Московской области на плановый период 2020 и 2021 годов", "Программой государственных гарантий Московской области на 2019 год", "Программой государственных гарантий Московской области на плановый период 2020 и 2021 годов")

Примечание: в приведенном примере часть приложений целесообразнее принять отдельными подзаконными правовыми актами. Подобная практика утверждения законом области ряда методик и программ не всегда оправдана, так как внесение изменений (корректировок) в любое из приложений повлечет внесение соответствующих изменений в закон, которым они утверждены.

- порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Примеры 3 - 5:

Областной закон Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз

"О муниципальных выборах в Ленинградской области"

Областной закон Ленинградской области от 15.05.2013 N 26-оз

"О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области"

Закон Новосибирской области от 17.07.2006 N 19-ОЗ

"Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области"

- порядок осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации")

Примеры 6 - 8:

Закон Хабаровского края от 29.07.2015 N 96

"О стратегическом планировании в Хабаровском крае"

Закон Пензенской области от 04.03.2015 N 2683-ЗПО

"О стратегическом планировании в Пензенской области"

Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2015 N 396-75

"О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге"

- бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении

Пример 9:

Закон Новосибирской области от 12.12.2017 N 235-ОЗ

"О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"

Законом субъекта Российской Федерации регулируются также правоотношения в следующих сферах:

- налогов и сборов, а также порядок их взимания (налог на имущество, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

Примеры 10, 11:

Закон Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ

"О транспортном налоге в Московской области"

Закон Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ

"О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения"

- порядка назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации (в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

Примеры 12, 13:

Закон Тюменской области от 05.11.2004 N 264

"О референдуме Тюменской области"

Закон Ярославской области от 12.02.2007 N 6-з

"Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума и о порядке голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления"

- порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов депутатов представительного органа муниципального образования; порядка проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядка отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

Примеры 14, 15:

Закон Мурманской области от 09.03.2007 N 841-01-ЗМО

"О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований"

Закон Ставропольского края от 02.07.2012 N 67-кз

"О выборах Губернатора Ставропольского края"

- административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения;

Примеры 16, 17:

Закон Московской области от 31.01.2013 N 11/2013-ОЗ

"Об административно-территориальном устройстве Московской области" (вместе с "Перечнем административно-территориальных единиц Московской области")

Закон Удмуртской Республики от 19.10.2006 N 46-РЗ

"Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики"

- установления системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

Пример 18:

Закон Хабаровского края от 27.04.2005 N 272

"О системе исполнительных органов государственной власти Хабаровского края"

Законом субъекта Российской Федерации могут регулироваться и другие вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации (в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации).

Подзаконные акты принимаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах своих полномочий.

Подзаконные акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации подлежат включению в федеральный регистр только в случае, если они носят нормативный характер.

В каждом субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона N 184-ФЗ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (статья 17 Федерального закона N 184-ФЗ).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения (статья 22 Федерального закона N 184-ФЗ).

Подзаконные акты иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат включению в федеральный регистр только в случае, если они являются нормативными и затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливают правовой статус организаций, или имеют межведомственный характер.