См. Прогноз на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Рынок труда и доходы населения

В условиях постепенной адаптации экономики к внешнему санкционному воздействию ситуация на рынке труда будет оставаться стабильной.

Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на снижение безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

В рамках Плана реализуются, в том числе, следующие мероприятия по поддержке рынка труда:

- увеличение расходов на выплаты пособий по безработице (максимальное ежемесячное пособие составляет 12 792 рубля);

- организация общественных и временных работ;

- поддержка работников в неполной занятости (компенсация части заработной платы в пределах одного минимального размера оплаты труда на протяжении трех месяцев);

- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения;

- переобучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка ищущих работу граждан, включая безработных граждан;

- стимулирование найма отдельных категорий граждан;

- временный перевод работников предприятий, приостановивших производство (работу), к другому работодателю с приостановкой действия первоначально заключенного трудового договора, но с сохранением течения срока его действия.

Дополнительно, в целях стимулирования занятости населения, повышен размер денежных выплат в рамках социального контракта (постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2022 г. N 1160 в рамках оказания государственной социальной помощи по мероприятиям "Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" до 350 тыс. руб. и "Ведение личного подсобного хозяйства" до 200 тыс. руб., соответственно.

В результате реализации комплекса мер по содействию занятости населения численность занятого населения к 2025 г. возрастет до 72,3 млн человек (в 2021 г. - 71,7 млн человек). При этом среднегодовой уровень безработицы снизится с 4,8% от рабочей силы в 2021 г. до 4,1% в 2025 году.

Численность рабочей силы в 2022 - 2025 годах будет постепенно увеличиваться с 74,5 млн человек до 75,5 млн человек, в том числе за счет роста потребности в трудовых ресурсах и повышения уровня участия населения в рабочей силе.

На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозный период будут направлены следующие меры:

- ежегодное повышение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в соответствии с требованиями трудового законодательства;

- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации;

- проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы.

Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.

Одновременно с этим в условиях нарастающего с марта 2022 г. санкционного давления на Российскую Федерацию основной задачей Правительства Российской Федерации в социальной сфере является поддержка наиболее уязвимых категорий граждан.

В 2022 г. по поручению Президента Российской Федерации величина прожиточного минимума, размеры страховых пенсий неработающих пенсионеров и МРОТ были проиндексированы дважды (с 1 января 2022 г. на 8,6% и с 1 июня 2022 г. на 10%). Таким образом, величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 13 919 руб., в том числе для трудоспособного населения - 15 172 руб., для пенсионеров - 11 970 руб., для детей - 13 501 рублей. С 2022 по 2025 год величина прожиточного минимума в среднем на душу населения вырастет на 14,2% в номинальном выражении и составит 15 899 рублей.

В среднесрочной перспективе увеличению доходов населения будет способствовать, в том числе:

- рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, который достигается путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров, а также предоставления социальных доплат к пенсии;

- индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам;

- целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми;

- содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);

- расширение мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости с использованием данных Единой государственной информационной системы социального обеспечения и единого ресурса сведений о населении.

Дополнительный вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса (платформенные решения, дистанционная занятость) и легализации занятости в ближайшие годы будет расти число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей. Условия для этого создаст реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".