Раздел 2. Инновационная активность организации

(примеры продуктовых и процессных инноваций

по строкам 201 - 209 приведены в Приложении к форме)

Раздел заполняют все организации вне зависимости

от того, осуществляли они инновационную деятельность

в отчетном периоде или нет.

15. По строкам 201 - 209 организация проставляет код 1, если она в течение последних трех лет имела завершенные инновации, то есть внедренные на рынке новые или усовершенствованные продукты (товары, услуги), которые значительно отличаются от продуктов, производившихся организацией ранее, внедренные в практику новые или усовершенствованные бизнес-процессы, которые значительно отличаются от предыдущих соответствующих бизнес-процессов, используемых в организации.

Бизнес-процессы включают в себя все основные виды деятельности организации по производству продукции, а также все вспомогательные или дополнительные виды деятельности, осуществляемые организацией, включая процесс производства и разработки товаров и услуг, методы логистики; маркетинга; обработки и передачи информации; администрирования и управления, практики деловых отношений и внешних связей

По строкам 201 - 209 проставляется код 1, если организация имела хотя бы одну инновацию, соответственно продуктовую или процессную.

16. По строке 201 показываются данные о завершенных в течение последних трех лет продуктовых инновациях. Продуктовая инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, услуги), уже внедренного на рынке и значительно отличающегося от продуктов, производившихся организацией ранее. Продуктовая инновация должна быть новой для организации. Она не обязательно должна быть новой для рынка. Не имеет также значения, разрабатывалась ли продуктовая инновация отчитывающейся или другими организациями.

Организации, созданные в отчетном году, относятся к организациям, осуществлявшим продуктовые инновации.

Продуктовая инновация должна обеспечивать значительное усовершенствование одной или нескольких характеристик или технических спецификаций товара или услуги. Это подразумевает добавление новых функций и усовершенствований в уже существующие функциональные характеристики продукции, к ним относятся качество, надежность, долговечность, экономичность при использовании, доступность, удобство в эксплуатации. Дополнительной характеристикой продуктовой инновации является дизайн продукта, который может влиять на удобство использования или полезность товара (работы, услуги), его эстетические свойства (внешний облик или дизайн), обеспечивать визуальную привлекательность товара (работы, услуги), а также ее соответствие фирменному стилю. Усовершенствование или добавление новой функции также может сочетаться с потерей других функций продукции или понижением ее эксплуатационных характеристик.

В промышленном производстве продуктовыми инновациями являются все новые продукты, произведенные организацией.

В строительстве продуктовые инновации включают в себя использование новых строительных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими качествами (например, теплосберегающими, звукоизолирующими, экономичными, износостойкими, эстетическими и другими).

В сфере услуг продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение принципиально новых услуг, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения удобства их использования, доступности, эффективности или скорости).

В организациях сельского хозяйства: для видов экономической деятельности "Выращивание однолетних культур" (код 01.1), "Выращивание многолетних культур (код 01.2), "Выращивание рассады" (код 01.3), "Животноводство" (код 01.4), "Смешанное сельское хозяйство" (код 01.5) продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованных (в том числе биологически) сельхозпродуктов; для вида экономической деятельности "Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции" (код 01.6) продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение принципиально новых услуг в сфере сельского хозяйства, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения удобства их использования, доступности, эффективности или скорости).

17. По строке 202 показываются данные о завершенных в течение последних трех лет процессных инновациях. Процессная инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного бизнес-процесса (связанного с методами производства товаров и услуг, логистики; маркетинга; обработки и передачи информации; администрирования и управления, практикой деловых отношений и внешних связей), значительно отличающегося от предыдущего соответствующего бизнес-процесса организации и используемого в практической деятельности. Процессная инновация должна быть новой для организации. Она не обязательно должна быть новой для рынка. Не имеет также значения, разрабатывалась ли процессная инновация отчитывающейся или другими организациями.

Инновации в бизнес-процессах могут включать в себя усовершенствования одного или нескольких процессов или сочетаний различных процессов, выполняемых в организации.

Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий, существенных изменениях в производственном процессе или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на снижение издержек производства или деятельности по передаче продуктов, услуг на единицу продукции, повышение качества продукции или улучшение условий труда, эффективности производства или передачи уже существующих в организации продуктов, на достижение соответствия нормативным требованиям, но могут предназначаться также и для производства и передачи новых или усовершенствованных продуктов, услуг, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

18. Если организация имела процессные инновации, и по строке 202 отмечен код 1, то заполняются строки 203 - 209.

19. По строке 203 проставляется код 1, если организация в течение последних трех лет имела завершенные процессные инновации, основанные на внедрении новых или значительно технологически усовершенствованных методов производства и разработки товаров и услуг, методов ведения и разработки сельскохозяйственного производства. Такие инновации связаны с существенными изменениями в производственном процессе и соответствующими разработками, использованием нового производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий при производстве товаров или услуг, инжиниринговыми работами и услугами, техническими испытаниями, аналитическими и сертификационными услугами для обеспечения и поддержания производства и тому подобное.

20. По строке 204 проставляется код 1, если организация в течение последних трех лет имела завершенные процессные инновации, основанные на внедрении новых или значительно усовершенствованных методов логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг. Такие инновации связаны с логистическими системами, применяемыми в организации, включая формирование и содержание материальных запасов, управление материальными потоками на стадии производства, доведение готовой продукции до потребителей. Они основаны на использовании нового производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий, существенных изменениях в производственном процессе, связанном с распределением поставок внутри организации, обработкой заказов и контролем запасов, транспортировкой, обслуживанием, хранением, доставкой материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих) и готовой продукции. Не учитываются операции по закупкам, которые входят в категорию процессных инноваций, основанных на новых или значительно усовершенствованных практиках деловых отношений и внешних связей.

21. По строке 205 проставляется код 1, если организация в течение последних трех лет имела завершенные процессные инновации, связанные с внедрением новых или значительно усовершенствованных методов обработки и/или передачи информации, общие для организации.

Имеются в виду нововведения в части сохранения (поддержания) и обеспечения информационных и коммуникационных систем, включая:

аппаратное (ЭВМ и другие компьютерные устройства) и программное обеспечение;

обработку данных и базы данных;

техническое обслуживание и ремонт;

веб-хостинг и другие компьютерные и информационные операции (веб-сайт, система документационного обеспечения управления (СДОУ), облачные технологии и тому подобное).

Такие инновации могут осуществляться как в рамках специальных подразделений, ответственных за информационно-технологическое обеспечение деятельности организации, так и распространяться на другие подразделения, ответственные за другие бизнес-функции.

22. По строке 206 проставляется код 1, если организация в течение последних трех лет имела завершенные процессные инновации, связанные с внедрением новых или значительно усовершенствованных методов ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета. Они включают, например, внедрение новых систем управления рационализацией производства и производством в целом, применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг, включая использование современных отечественных и зарубежных (например, ISO 9000) стандартов качества; внедрение корпоративных систем управления знаниями, новых систем бухгалтерского учета,

23. По строке 207 проставляется код 1, если организация в течение последних трех лет имела завершенные процессные инновации, связанные с внедрением новых или значительно усовершенствованных практик деловых отношений и внешних связей. Имеется в виду реализация новых способов организации взаимоотношений с другими организациями, таких как новые формы сотрудничества с заказчиками или научными организациями, новые методы интеграции с поставщиками, новые правила закупок, в том числе связанные с изменениями в контрактной системе, электронные закупочные технологии, аутсорсинг или субконтрактные отношения в области производства.

24. По строке 208 проставляется код 1, если организация в течение последних трех лет имела завершенные процессные инновации, связанные с внедрением новых или значительно усовершенствованных методов управления трудовыми ресурсами. Имеется в виду:

реализация мер по развитию персонала (организация корпоративного и/или индивидуального обучения, создание/развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала);

внедрение в организации новых методов мотивации труда, включая административные (ориентированные на поддержание трудовой дисциплины), экономические (связанные с различными формами материального стимулирования работников), социально-психологические (основанные на использовании моральных стимулов к труду) и другие меры воздействия на персонал;

внедрение нововведений в использовании сменного режима рабочего времени;

внедрение новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности (и структурными подразделениями), новых концепций структурирования деятельности, таких как интеграция различных направлений деятельности.

25. По строке 209 проставляется код 1, если организация в течение последних трех лет имела завершенные процессные инновации, связанные с внедрением новых или значительно усовершенствованных маркетинговых методов продвижения, представления и ценообразования товаров. Такие инновации подразумевают: использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, прямой маркетинг (телемаркетинг - продажа товаров или услуг по телефону), включая распространение рекламы нового продукта, его представление на торговых ярмарках или выставках; использование новых концепций для продвижения товаров и услуг организации; мероприятия по освоению новых рынков; использование новых ценовых стратегий для торговли товарами и услугами организации; сервисное и послепродажное обслуживание, в том числе услуги call-центра, справочные службы, другие услуги поддержки и обслуживания клиентов. Не учитываются изменения в дизайне.

В Приложении к форме приведены подробные примеры продуктовых и процессных инноваций по строкам 201 - 209.

26. К инновациям не относятся:

эстетические изменения в продуктах (например, в цвете, декоре и прочее);

незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

расширение номенклатуры товаров, работ, услуг за счет ввода в производство товаров, работ, услуг, не выпускавшихся ранее в данной организации, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов товаров, работ, услуг (возможно непрофильных) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации. Например, выпуск машиностроительным заводом в летний период непрофильной продукции, пользующейся сезонным спросом - гвоздей;

расширение производственных мощностей за счет дополнительных станков уже известной модели, либо даже замена станков на более поздние модификации той же модели;

увеличение размеров землепользования и поголовья животных;

чередование выращивания (производства) сельскохозяйственных культур в севообороте;

продажа инновационных товаров, работ, услуг, полностью произведенных и разработанных другими организациями;

рекламная концепция, прототип или модель продукта, который еще не существует;

формулировка новой корпоративной или управленческой стратегии, если она не вступила в действие;

результаты выполнения творческих работ или оказания услуг, реализованные в виде отчетов, книг или фильмов;

изменения, обусловленные внешними ценовыми факторами. Например, выпуск той же модели мобильного телефона, но по более низкой цене в связи со снижением стоимости комплектующих;

прекращение выпуска продукта, использования бизнес-процесса;

реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) организаций, если в результате организация не разрабатывает или не принимает новый бизнес-процесс с целью повышения успеха.

27. По строке 210 организация проставляет код 1, если она в течение последних трех лет имела инновации, направленные на улучшение экологии, осуществляемые в рамках завершенных продуктовых и процессных инноваций. Если организация за рассматриваемый период времени не имела инновации, направленные на улучшение экологии, то в строке 210 ставится код 2.

Инновации, направленные на улучшение экологии представляют собой новый или значительно усовершенствованный продукт, услугу или метод их производства (передачи), новый или значительно усовершенствованный бизнес-процесс или их комбинацию, способствующий повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

В строительстве инновации, направленные на улучшение экологии включают возведение ресурсосберегающих зданий, использование безопасных для здоровья человека конструкционных, теплоизолирующих, отделочных материалов и тому подобное.