Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 16.08.2022 N 13-КЭ "О праве действующего судьи участвовать в спортивных соревнованиях в качестве спортивного судьи"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 16 августа 2022 г. N 13-КЭ

О ПРАВЕ

ДЕЙСТВУЮЩЕГО СУДЬИ УЧАСТВОВАТЬ В СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

В КАЧЕСТВЕ СПОРТИВНОГО СУДЬИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия по этике, комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос действующего судьи, в котором поставлены следующие вопросы:

- Будет ли соответствовать требованиям профессиональной этики и статусу судьи получение действующим судьей квалификационной категории спортивного судьи по виду спорта "шахматы"?

- Будет ли соответствовать требованиям профессиональной этики и статусу судьи участие действующего судьи в свободное от отправления правосудия время в соревнованиях по виду спорта "шахматы" в качестве спортивного судьи как с оплатой за обслуживание спортивных и физкультурных мероприятий, так и без оплаты?

Кодексом судейской этики, утвержденным VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), закреплено, что судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации; положения Кодекса судейской этики, устанавливающие повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права и свободы (пункты 3, 4 статьи 1).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Кодекса судейской этики судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия; судье не следует заниматься теми видами внесудебной деятельности и участвовать в тех публичных мероприятиях, которые создают препятствия судье для исполнения им своих профессиональных обязанностей, оказывают негативное влияние на независимость и беспристрастность судьи, приводят к частым заявлениям об отводе или самоотводе судьи либо выходят за рамки ограничений, установленных законодательством о статусе судей в Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (ред. от 16.04.2022) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) в подпункте 5 пункта 3 статьи 3 устанавливает императивный запрет для судей на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи.

Под иной оплачиваемой деятельностью в данном случае надлежит понимать не только работу на основании трудового договора (контракта, служебного контракта), но и выполнение оплачиваемой работы на основании договоров, регулируемых гражданским законодательством.

Пребывающие в отставке судьи, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, могут заниматься также теми видами оплачиваемой деятельности, которые исчерпывающе определены в пунктах 4 и 5 статьи 3 Закона о статусе судей.

Поскольку Закон о статусе судей и Кодекс судейской этики не конкретизируют, что следует понимать под педагогической, научной и иной творческой деятельностью, разрешаемой судье, комиссия по этике исходит из определений, содержащихся в базовых законах, регулирующих соответствующую сферу правоотношений, - соответственно Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном законе от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О науке и государственной научно-технической политике", Основах законодательства Российской Федерации о культуре (от 9 октября 1992 года N 3612-1, ред. от 30.04.2021).

Основы законодательства о культуре в статье 3 творческую деятельность определяют как создание культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Спортивные судьи Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) отнесены к субъектам физической культуры и спорта. Согласно пункту 21 статьи 2 этого Закона спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию.

Спортивные судьи могут осуществлять свою деятельность как на основании трудового договора с организатором физкультурных или спортивных мероприятий, в частности, спортивной федерацией, лигой, независимой судейской организацией, так и на основании гражданско-правового договора (например, оказания услуг, подряда).

Закрепленное в Федеральном законе N 329-ФЗ определение не дает оснований относить деятельность в качестве спортивного судьи к тем сферам деятельности, которые названы в подпункте 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе. Поэтому комиссия исходит из того, что участие действующего судьи в качестве спортивного судьи в соревнованиях по любому виду спорта с получением за это соответствующей оплаты может быть расценено как нарушение запрета, установленного вышеназванной нормой Закона о статусе судей, и, следовательно, не соответствует требованиям профессиональной судейской этики.

Указанный вывод применим как в отношении профессионального спорта и профессиональных спортивных соревнований, участие в которых направлено на получение дохода, так и в отношении спортивных и физкультурных мероприятий с участием спортсменов-любителей.

Само по себе получение судьей (как действующим, так и пребывающим в отставке) квалификационной категории спортивного судьи по виду спорта "шахматы" и по иному виду спорта (при условии соблюдения требований, установленных Положением о спортивных судьях, утвержденным Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 28 февраля 2017 N 134 (ред. от 30.03.2021)), по мнению комиссии по этике, не вступает в противоречие с требованиями законодательства о статусе судей и Кодекса судейской этики.

Учитывая социальную направленность деятельности в области физической культуры и спорта, при наличии соответствующей квалификационной категории судья в свободное от работы время может обслуживать спортивные и физкультурные мероприятия в качестве спортивного судьи на безвозмездной основе, поскольку такую деятельность можно рассматривать в качестве общественной деятельности, заниматься которой судья может с соблюдением требований, установленных статьей 17 Кодекса судейской этики.

Комиссия по этике рекомендует и в этом случае исключить обслуживание в качестве спортивного судьи профессиональных спортивных соревнований, при проведении которых соответствующая оплата работы спортивных судей презюмируется.

Комиссия по этике обращает внимание на то, что ее заключения носят рекомендательный характер и не снимают с судьи его личной ответственности за выбор той или иной модели поведения. Поэтому каждый судья, рассматривая возможность занятия тем или иным видом деятельности, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли такая деятельность федеральному законодательству, регулирующему статус судьи, и Кодексу судейской этики.