II. Основные показатели, понятия и определения

II. Основные показатели, понятия и определения <1>

--------------------------------

<1> Значения понятий и определения приведены исключительно в целях настоящей Методологии.

6. Показатели официальной статистической информации по ценам на рынке жилья включают:

средние цены одного квадратного метра общей площади квартир - средние величины из уровней цен, определяемых на основе фактических сделок по купле-продаже квартир в многоквартирных домах. Средние цены формируются под влиянием многообразных факторов, таких как уровень жизни населения, уровень развития экономики и инфраструктуры, природно-климатические и экологические условия, престижность жилья, сезонные колебания. На изменение цен на рынке жилья по отдельным субъектам Российской Федерации влияют территориальные особенности субъектов и общие тенденции их развития;

индекс цен на рынке жилья - относительный показатель динамики цен, характеризующий изменение во времени общего уровня цен продаж на сопоставимую по качеству жилую недвижимость (выражается в коэффициентах или процентах);

количество проданной общей площади квартир (выражается в метрах квадратных).

7. Основные понятия и определения, используемые для целей Методологии:

агрегатный индекс цен на рынке жилья - средневзвешенная величина индивидуальных индексов цен;

базисный период индекса - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%;

базовые организации - выборочная совокупность отчитывающихся организаций (респондентов) (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих операции с жилой недвижимостью;

взвешивание - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в их общей совокупности;

виды квартир - квартиры, различающиеся по следующим характеристикам: с отделкой и без отделки, количество комнат (однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные, четырех- и более комнатные), тип жилья (низкого качества, среднего качества (типовые), улучшенной планировки, элитные), тип дома (крупнопанельные и крупноблочные, кирпичные, монолитные, в том числе монолитно-кирпичные, деревянные каркасные малоэтажные дома, блочные дома с железобетонным каркасом);

импутация цен - определение цен, отсутствующих в определенный отчетный период, их замена расчетными значениями с использованием различных методов расчета;

индивидуальный индекс цен на рынке жилья (индекс цен элементарного агрегата) - отношение средней цены на конкретный по качественным характеристикам вид квартир в определенный период времени к цене на аналогичный вид квартир в предыдущем периоде;

вторичный рынок жилья - рынок жилья, на котором реализуются квартиры, находящиеся в частной или государственной собственности, обладающие определенной степенью износа в результате эксплуатации, а также вновь построенные (то есть не бывшие в эксплуатации) или реконструированные квартиры, являющиеся объектом перепродажи как физическими, так и юридическими лицами;

квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме, состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

первичный рынок жилья - рынок, на котором осуществляются сделки по передаче в частную собственность нового (вновь построенного или реконструированного) жилья путем его купли-продажи, то есть на возмездной основе, правами на реализацию которого обладают: органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; фирмы-застройщики, осуществляющие строительство (реконструкцию) объектов недвижимости; юридические и физические лица, уполномоченные осуществлять реализацию жилья в установленном законодательством порядке. Также к первичному рынку жилья относится продажа жилых помещений до ввода объекта недвижимости в эксплуатацию путем заключения договоров участия в долевом строительстве;

респонденты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с жилой недвижимостью;

рынок жилой недвижимости - совокупность участников (покупатель, продавец, собственник, девелопер, брокер, агент, риелтор, управляющий недвижимостью, государственный регулирующий орган и так далее) и сделок (покупка, продажа и так далее), совершаемых между ними на рынке;

сводный индекс цен на рынке жилья - взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен на рынке жилья, полученное на основе постоянной структуры весов;

сезонность на рынке жилья - циклически повторяющееся явление (изменение объемов продаж и цен), вызванное сменой времен года;

сопоставимая цена на рынке жилья - цена на один и тот же вид квартир с определенными качественными и другими характеристиками в отчетном и базисном периодах;

типы домов - группы наблюдаемых жилых многоквартирных домов, характеризующиеся разным материалом наружных стен;

типы квартир - группы квартир, различающиеся по следующим качественным характеристикам: технология строительства и отделки, структура общей площади и ее размер, высота потолков, качество остекления, отделка мест общего пользования, статус и престижность месторасположения жилья, экология района расположения, инфраструктура, благоустройство придомовой территории, наличие системы безопасности, паркинга, энергоэффективности здания и так далее;

товар-представитель на рынке жилья - совокупность видов проданных квартир с незначительно отличающимися качественными характеристиками, участвующих в наблюдении за ценами для расчета средних цен и индексов цен на рынке жилья.