2.1.1. Систематизированная информация об информационных системах в сфере здравоохранения

Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе развития и эксплуатации государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (информационные системы в сфере здравоохранения) <4>.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 1 ст. 91.

На федеральном уровне уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) с целью обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также для организации иерархического взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения <5>.

--------------------------------

<5> Там же, п. 1 ст. 91.1.

Информационное взаимодействие ЕГИСЗ с федеральными государственными информационными системами и информационными системами государственных внебюджетных фондов осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия <6>. Для организации информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также с иными информационными системами используется защищенная сеть передачи данных <7>.

--------------------------------

<6> Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 555, п.п. 43, 52.

<7> Там же, п.п. 48, 53.

Пользователи информации, содержащейся в ЕГИСЗ. получают информацию из ЕГИСЗ, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия <8>. Доступ граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме осуществляется посредством взаимодействия ЕГИСЗ с единым порталом государственных и муниципальных услуг <9>.

--------------------------------

<8> Там же, п. 43.

<9> В соответствии с п. 5 ст. 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

На региональном уровне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, создаются, развиваются и эксплуатируются ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, содержащие информацию, необходимую для информационной поддержки управленческой деятельности в сфере охраны здоровья граждан в субъекте Российской Федерации, включая информацию о медицинских и фармацевтических организациях на территории субъекта Российской Федерации и об осуществлении ими медицинской и фармацевтической деятельности на территории субъекта Российской Федерации <10>. К ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляется доступ и (или) осуществляется подключение медицинских информационных систем медицинских организаций <11>.

--------------------------------

<10> Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 N 911н, п.п. 2, 6.

<11> Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 N 911н, п. 10.

В то же время ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации в отдельных случаях могут обеспечивать выполнение функций медицинских информационных систем медицинских организаций <12>. Также допускается взаимодействие ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации с региональными порталами государственных и муниципальных услуг <13>.

--------------------------------

<12> Там же, п. 5.

<13> Требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861, п. 1. Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 555, п. 19 приложения 1.

Медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО) предназначены для обеспечения автоматизации процессов оказания и учета медицинской помощи, а также информационной поддержки медицинских работников <14>. При этом системы хранения результатов диагностических исследований (архив медицинских изображений), а также системы хранения результатов лабораторных исследований могут быть удаленными, самостоятельными и не входящими в состав МИС МО, полностью интегрированными с МИС МО или являться ее частью <15>. Взаимодействие МИС МО с информационными системами территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций осуществляется через интеграцию с данными системами либо через автоматизированную передачу данных о медицинской помощи <16>.

--------------------------------

<14> Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 N 911н, п. 3.

<15> Там же, п. 30.

<16> Приказ ФФОМС от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования".

Информационные системы фармацевтических организаций предназначены для автоматизации процессов осуществления фармацевтической деятельности и информационной поддержки фармацевтических работников <17>.

--------------------------------

<17> Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 N 911н, п. 4.

С информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями также могут взаимодействовать информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, в порядке, на условиях и в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации <18>.

--------------------------------

<18> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п.п. 5 и 6 ст. 91.

В настоящее время состояние информационных систем в сфере здравоохранения характеризуется в числе прочего:

- разнотипностью решаемых задач;

- разнообразием программных и технических решений;

- разнообразием подходов и способов реализации ИТ-архитектуры (локальные, облачные и гибридные решения);

- консолидацией информации различного назначения, принадлежности и конфиденциальности;

- подходом к управлению доступом различных категорий пользователей без учета их функциональных обязанностей;

- разнородностью способов реализации информационного взаимодействия;

- недостаточностью уровня обеспечения отказоустойчивости;

- территориальной распределенностью и интенсивностью информационного обмена;

- интеграцией разнородных функциональных подсистем;

- отсутствием единых форматов и структуры данных;

- непрерывным развитием функциональных возможностей.