"Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольных (надзорных) функций Минюста России в отношении общественных объединений" (утв. Минюстом России)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЗОР

ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) ФУНКЦИЙ МИНЮСТА

РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В ходе осуществления Министерством юстиции Российской Федерации контроля за деятельностью общественных объединений выявлено, что общественными объединениями допускаются типичные нарушения законодательства, а именно:

1. В соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон "Об общественных объединениях") под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Согласно части первой статьи 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

Одним из часто выявляемых нарушений при проведении проверок в отношении общественных объединений является отсутствие соответствующих структурных подразделений на территории более половины субъектов Российской Федерации (для общероссийских общественных объединений) или в иностранных государствах (для международных общественных объединений).

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм закона общественные объединения не подтверждают свою территориальную сферу деятельности.

При этом следует иметь в виду, что в связи с принятием в состав Российской Федерации 4 новых субъектов, количество субъектов Российской Федерации - 89. Следовательно, для подтверждения статуса общероссийского общественного объединения необходимо наличие не менее 45 региональных структурных подразделений.

2. Согласно части второй статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

В нарушение указанной нормы закона на печатях, бланках, официальных сайтах общественных объединений используется символика, описание которой в уставе не содержится.

3. В нарушение части второй статьи 6 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения не ведут учет своих членов, что в свою очередь нарушает принцип равноправия членов общественного объединения, предусмотренный частью первой статьи 15 Федерального закона "Об общественных объединениях".

4. В соответствии с частью первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать не только законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, но и нормы, предусмотренные его уставом.

Одним из самых распространенных нарушений в деятельности общественных объединений является несоблюдение норм собственных уставов:

нарушается периодичность проведения заседаний органов управления и контрольно-ревизионных органов общественного объединения;

своевременно не формируются органы общественного объединения;

органами управления общественного объединения рассматриваются вопросы, не входящие в их компетенцию.

5. В нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественными объединениями ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

6. В нарушение требований части второй статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения не исполняют обязанность по информированию органа, принявшего решение об их государственной регистрации (Минюста России), об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в частности, изменений, касающихся сведений об адресе и лице, действующем без доверенности), в течение трех дней с момента таких изменений, и не представляют соответствующие документы для внесения таких изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

7. В ходе осуществления текущего контроля, в том числе анализа отчетов общественных объединений, выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

- искажение наименования общественного объединения или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;

- указание в отчетах общественных объединений сведений об адресе общественного объединения, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц;

- представление отчетов по "устаревшим" формам, которые отменены приказом Минюста России от 30.09.2021 N 185 "О формах и сроках предоставления в Министерства юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций";

- непредставление отчета об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме N ОН003, утвержденной приказом Минюста России от 30.09.2021 N 185 "О формах и сроках предоставления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций".

8. В ходе осуществления текущего контроля Минюстом России выявляются нарушения политическими партиями и их структурными подразделениями сроков и порядка направления уполномоченных органам извещений о проведении мероприятий, установленных подпунктами "б" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" в редакции Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" политическими партиями и их структурными подразделениями.

В соответствии с вышеуказанными нормами политическая партия извещает о проведении открытых мероприятий Минюст России, тогда как региональные и местные отделения политической партии в случае проведения открытого мероприятия обязаны известить территориальные органы Минюста России.