Документ не применяется. Подробнее см. Справку

III. Порядок проверки правильности исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог

III. Порядок проверки правильности исчисления и уплаты

налога на пользователей автомобильных дорог

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являются предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения являются выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и товарооборот без налога на добавленную стоимость, специального налога, акцизов (для предприятий, выпускающих подакцизные товары), налога на реализацию горюче - смазочных материалов (для предприятий, осуществляющих реализацию горюче - смазочных материалов).

При этом железнодорожный тариф, оплаченный покупателем сверх договорной цены, входит в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и отражается по кредиту счета 46.

Осуществляется проверка достоверности бухгалтерского учета, правильность отражения в учете операций и результатов финансово - хозяйственной деятельности.

Ставки налога на пользователей автодорог:

0,4 процента выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);

0,03 процента товарооборота.

Увеличение ставок налога может осуществляться законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Проверка может осуществляться двумя способами: сплошным и выборочным.

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за проверяемый период.

При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.

Если выборочной проверкой установлены серьезные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, то проверка проводится сплошным способом.

При проверке правильности исчисления налога на пользователей автомобильных дорог необходимо проверить правильность отражения объема реализации продукции (работ, услуг), а также товарооборота.

Для проведения проверки фактической выручки (валового дохода) от реализации основной продукции (работ, услуг) используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность:

форма бухгалтерского отчета N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании";

главная книга или оборотный баланс;

журналы - ордера N N 1, 2, 11, 11с, 11сн (при применении журнально - ордерной формы ведения счетов);

ведомость учета реализации В-6, рекомендованная для малых предприятий;

первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции, товарно - транспортные накладные на перевозку грузов железнодорожным, водным и воздушным транспортом и др.);

выписки банка по движению денежных средств по расчетному счету;

приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов за отгруженную продукцию;

платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции;

пропуск на вынос (вывоз) готовой продукции с территории предприятия.

На основании этих первичных документов проверяющий сверяет данные, отраженные в отчете ф. 2 по статье "Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг)", с данными по главной книге (оборотного баланса) по кредиту счета 46 и счета 48.

Сверяются данные по главной книге (оборотному балансу) с данными журнала - ордера N 11 "По счетам готовой продукции, отгрузке и реализации", N 11-с "По счетам реализации работ, услуг и расчетов с заказчиками за выполненные работы", N 11-сн "По счетам товаров, отгрузки и реализации" (при ведении журнально - ордерной формы счетов) или с учетными регистрами, отражающими сумму реализации готовой продукции (при мемориальной форме ведения счетов) по кредиту счета 46.

При применении журнально - ордерной формы ведения счетов сводные данные по журналу - ордеру должны быть тождественны:

по промышленной деятельности - N 11 - сумме по ведомости учета готовых изделий, реализации продукции и материальных ценностей N 16, ведомости учета реализации продукции и материальных ценностей N 16 и 16-а;

по подрядной деятельности - N 11-с - суммам по ведомостям N 5-с "Ведомость учета расчетов с заказчиками за выполненные работы" и N 16-с "Ведомости учета реализации услуг и материальных ценностей";

по снабженческой, торговой и аналогичным видам деятельности - N 11-сн - сумма данных по ведомости N 16-сн "Ведомость учета реализации товаров, продукции и материальных ценностей" (без выделения показателей по отдельным складам).

После проведения сверки отчетных данных и данных, отраженных в учетных регистрах, проверяющий приступает к проверке правильности и законности оформления операций по отгрузке готовой продукции (работ, услуг).

Основанием для отражения в учетных регистрах отгруженной продукции (работ, услуг) являются следующие первичные документы: расходные накладные склада, товарно - транспортные накладные на перевозку груза автомобильным транспортом, транспортные накладные на перевозку груза железнодорожным, водным и воздушным транспортом, а также пропуск на вынос (вывоз) продукции, находящейся в подразделении, осуществляющем охрану предприятия.

При проведении проверки проверяющему следует сопоставить даты складской расходной накладной, транспортной накладной и пропуска на вынос (вывоз) продукции и материальных ценностей. В случае выявления расхождений дат следует сличить период отражения операции по отгрузке продукции в учетном регистре и дату оплаты отгруженной продукции по выписке банка и платежному требованию (платежному получению или расходному кассовому ордеру).

При обнаружении случаев невключения в учетные регистры по кредиту счетов 46 и 48 оплаченной и отгруженной согласно первичным документам продукции проверяющий обязан произвести перерасчет выручки от фактической реализации продукции, отраженной в отчетности, определить размер сокрытого от налогообложения дохода и отразить эти случаи в акте проверки.

При проверке выручки от реализации продукции (работ, услуг) проверяющий обязан обратить внимание на правильность отражения в учетных регистрах операций, связанных с реализацией продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств.

Для проверки используются учетные регистры и первичные документы, аналогичные используемым при проверке от реализации основного производства.

В связи с тем, что оценка незавершенного производства продукции, которая может быть реализована и включена в отчетность по выручке от реализации продукции (работ, услуг), в бухгалтерском учете производится по фактическим затратам (согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденному Приказом Минфина России от 29.03.92 N 10), проверяющий обязан установить сумму части выручки, полученной от продажи ее на сторону. Для этого путем проведения выборочной встречной проверки на предприятиях - покупателях следует установить размер оплаченных средств и сличить их со стоимостью, отраженной по кредиту счета 46 у предприятия - продавца.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10 утратил силу с 1 января 1995 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 26.12.1994 N 170.

При проверке предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости продукции или незавершенного производства, проверяющий должен иметь в виду, что под выручкой (отраженной по кредиту счетов 46 и 48) для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации (в том числе на биржах) аналогичной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент исполнения сделки. Следует сличить сумму выручки, полученную от указанного вида сделок, определяемую на основании расчета, который ранее представлялся в налоговую инспекцию, с суммой, отраженной в бухгалтерском учете по кредиту счетов 46 и 48. В случае выявления несоответствия сумм следует установить объем выручки, не включенной в бухгалтерскую отчетность и сокрытой от налогообложения.

При проверке суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в иностранной валюте, следует иметь в виду, что эта сумма должна соответствовать сумме, отраженной по отгрузочным документам по кредиту счета 46, увеличенной (уменьшенной) на сумму курсовой разницы (разница между суммой, полученной в иностранной валюте и пересчитанной в рублевый эквивалент на дату совершения операции).

При этом следует иметь в виду, что продажа иностранной валюты предприятия (включая обязательную продажу части валютной выручки) отражается на счете 48 "Реализация прочих активов".

По предприятиям, которые применяют метод определения выручки от реализации по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), выручка должна быть отражена на счете 46 в размере стоимости отгруженной продукции на дату составления отгрузочных документов. Основанием для включения в выручку является дата пропуска на вынос (вывоз) продукции с территории предприятия.

Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сферах торговли и общественного питания, по кредиту счета 46 отражают сумму фактического объема реализованных товаров по продажной цене. Выявление расхождений по этим суммам может быть установлено методом встречной проверки у покупателя или по данным кассового аппарата.

При проверке бюджетных или других некоммерческих организаций, получающих доходы от предпринимательской деятельности, проверяющий обязан установить, где ведется бухгалтерский учет этих операций, выделен ли учет этих операций в особый раздел, а также куда сдаются первичные документы, предназначенные для их оформления. В случае выявления (при наличии таких операций) отсутствия сумм выручки в регистрах бухгалтерского учета по кредиту счета 46 необходимо установить сумму сокрытого от налогообложения дохода.

Следует иметь также в виду, что реализация и прочее выбытие основных средств и реализация прочих активов, отраженных соответственно по счетам 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов", в налогооблагаемую базу не включаются.

В ходе проверки обратить внимание на особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков и правильность применения ими действующего налогового законодательства.

Органы вневедомственной охраны уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от суммы выполненных работ по оборудованию помещений охранной сигнализацией. Кроме того, если эти органы занимаются предпринимательской деятельностью, то доходы, полученные в результате этой деятельности, облагаются налогом. Средства, поступающие по договорам от собственников за выполненные работы по охране объектов, не облагаются налогом на пользователей автомобильных дорог.

В соответствии с Изменениями и дополнениями N 2 к Инструкции Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30 марта 1993 года с 1 января 1994 г. изменяется налогооблагаемая база по банкам и страховым организациям:

КонсультантПлюс: примечание.

Письмо Минфина РФ, Госналогслужбы РФ от 28.06.1994 утратило силу в связи с изданием Инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.1995 N 30.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 15.05.1995 N 30 утратила силу в связи с изданием Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59.

банки и другие кредитные учреждения уплачивают налог по ставке 0,4 процента (если иная ставка не установлена законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации) суммы доходов, предусмотренных в разделе I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, за исключением доходов, предусмотренных пунктами 8, 11, 13 (в части государственных ценных бумаг) указанного Положения, а также доходов, полученных по целевым централизованным кредитным ресурсам в пределах ставки Центрального банка Российской Федерации;

страховщики уплачивают налог по ставке 0,4 процента (если иная ставка не установлена законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации) от выручки, полученной от реализации страховых услуг, определяемой в соответствии с пунктом 1 раздела I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 491.

В программу проверки входит проверка ведения бухгалтерского учета по налогу на пользователей автомобильных дорог:

учет расчетов с дорожным фондом ведется на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог" счета 67;

правильность начисления сумм налога на пользователей автомобильных дорог - кредит счета 67 и дебет счетов 26, 44 и др.;

своевременность перечисления сумм налога в дорожный фонд - дебет счета 67 и кредит счета 51.

По бюджетным и другим некоммерческим организациям, имеющим доходы от предпринимательской деятельности, а также по банкам бухгалтерский учет ведется в соответствии с порядком, установленным Инструкцией Минфина России и Госналогслужбы России от 30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды".

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция Минфина РФ N 36 и Госналогслужбы РФ N 19 от 30.03.1993 утратила силу в связи с изданием Инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.1995 N 30.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 15.05.1995 N 30 утратила силу в связи с изданием Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59.

В ходе проверки обратить внимание на особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков и правильность применения ими действующего законодательства.

При определении льгот для плательщиков этого налога следует руководствоваться пунктом 39 Инструкции Минфина России и Госналогслужбы России от 30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды".